Опубликовано: 2317

Куат ШИЛЬДЕБАЕВ: Музыка цвета

Куат ШИЛЬДЕБАЕВ: Музыка цвета

С творчеством этого композитора у нас прежде всего ассоциируются симфонические полотна и струнные ансамбли, мелодичные песни и саундтреки к фильмам, благородное звучание кобыза и магическое горловое пение… А теперь этот творческий ряд дополняет полная загадок живопись.

Грани таланта

Люди давно заслушивались его прекрасными песнями, среди которых особенно запомнилась нежная “Жан-Ана”, а в академических залах звучали симфонические и камерные партитуры. Позже разлилось море из его саундтреков к фильмам, завораживающие медитативные композиции. Казалось, что у этого творческого многообразия как будто бы не один автор…

Среди партнеров по творчеству Куата Шельдибаева – известные кинематографисты и режиссеры Ардак Амиркулов, Булат Атабаев, Сатыбалды Нарымбетов, Серик Апрымов. Предметом особой гордости для него стала совместная работа над фильмом “Улжан” с культовым германским режиссером Фолькером Шлендорфом, лауреатом Золотой пальмовой ветви фестиваля в Каннах, получившим награду за фильм “Жестяной барабан”. Куат встречался и с гениальным писателем современности Чингизом Айтматовым, которому презентовал диски со своей музыкой. К сожалению, фильм по его произведению “Прощай, Гульсары” авторы Ардак Амиркулов и Куат Шильдебаев показать мэтру не успели – он ушел в мир иной, зато на память сохранилось фото общения с большим писателем. Еще с теплотой Куат отзывается о сотрудничестве с режиссером Ермеком Турсуновым:

– Вот сколько есть фильмов у Турсунова, ко всем я писал музыку. Скоро в прокат выйдет очередная наша лента “Кенже”. Рассказывать о фильме не буду – это надо видеть!

Для души маэстро создает классические произведения, а также преподает композицию в музыкальной школе имени Куляш Байсеитовой. Кстати, недавно одна из его учениц успешно окончила класс композиции Санкт-Петербургской консерватории.

Ну а теперь многоликий Шильдебаев стал еще и плодовитым живописцем, автором около 140 картин. Звучание космических сфер его музыки перетекло в цвета и краски живописных полотен.

Музыкальная… живопись

– У меня нет амбиций художника, – говорит Куат. – Я – композитор. И мне кажется, для неискушенного человека не очень понятно, как это композитор вдруг пишет картины? Но для меня цвет, его оттенки – это то, что занимало композиторов прошлого, например, Скрябина, Мусоргского, Римского-Корсакова. Они физически чувствовали цвета гармоний и тональностей. Сейчас я переношу определенные музыкальные формы в цветовые композиции, потому в них отсутствуют диссонансы и есть внутренняя гармония. Когда рисуешь, всегда чувствуешь внутреннюю музыкальность живописи. В красках я ощущаю тональности, высокие и низкие частоты, полифонию. Свой внутренний музыкальный мир я переношу в мир цвета. И мне это нравится. Это увлекает…

– Можете рассказать, что звучит в этой экспрессивной, глубокого иссиня-черного цвета картине?

– Наверное, космос. Но мне кажется, когда художник подробно рассказывает о своих картинах, он лукавит. Справедливо негодовал в свое время гениальный композитор и живописец Николай Чюрлёнис, когда его просили “объяснить” содержание какой-либо из картин:  “Ну почему они не смотрят? Не напрягают свою душу? Ведь каждый по-иному воспринимает произведения искусства”.

У картин Куата Шильдебаева нет названий. И каждый волен воспринимать их, следуя собственному воображению. А художник тем самым как бы вынуждает своего зрителя подключать свое собственное воображение. Ведь по праву своего рождения любой человек – творческая личность. Просто у каждого это проявляется по-разному.

Путешествие во времени и в пространстве

– Мы с Куатом одноклассники, в Байсеитовской школе сидели за одной партой, – вспоминает знаменитый создатель группы “А-STUDIO” Байгали СЕРКЕБАЕВ. – На уроках гармонии, сольфеджио, музыкальной литературы знакомились с шедеврами мировой классики. И поскольку тогда были еще совсем юными – лет по 12, то когда звучала сложная музыка Вагнера, порой засыпали на уроке. Однажды Куат вырвал из тетрадки лист и говорит мне: “На, рисуй”. Видимо, чтобы я в очередной раз не заснул. Спрашиваю: “Что рисовать?” – “Что-нибудь”. Потом на уроках музлитературы Куат всякий раз, уже молча, выдавал мне лист бумаги, и мы рисовали. С того времени, наверное, и началось его становление как художника.

– Для меня живопись композитора Куата Шильдебаева – это путешествие во времени и  пространстве, – говорит искусствовед и куратор проекта Мария ЖУМАГУЛОВА. – Парадокс в том, что он не знает канонов живописи, но его работы в композиционном и цветовом решении совершенны. Вроде бы  не профессионал, но ценность его картин именно в спонтанности самовыражения. Что почувствовал, то выплеснул. Работает маслом, акрилом, в технике графики. Но обычно маслом пишут по холсту либо по картону, а он использует какие-то не известные мне синтетические материалы. Технику его живописи определить тоже трудно.

И нам остается пожелать “юному” живописцу и маститому 57-летнему композитору дерзать в поиске решений и воплощений своих музыкальных и живописных замыслов, создать свой дом и сад в предгорьях Каракемера и подпитывать свое воображение звучанием джайляу.

Алматы

Загрузка...