Опубликовано: 3906

Кто выйдет из сумрака?

Кто выйдет из сумрака?

Всеобщее декларирование доходов в том виде, как оно будет проводиться в Казахстане, – бесполезно и экономически невыгодно. К такому общему мнению пришли эксперты в ходе “круглого стола” “Декларирование доходов: “за” и “против”, проведенного аналитической группой “Кипр” в Алматы.“За”: Порядка станет больше

Сторонник декларирования, экономический обозреватель Денис КРИВОШЕЕВ, считает, что эта мера выведет из тени до половины всех теневых капиталов в Казахстане и снизит цены на жилье. Будут и другие плюсы от введения декларирования. Так, изменится понятие роскоши. Вообще в Казахстане это понятие искажено.

– На самом деле мы купаемся в роскоши, количество автомобилей класса люкс в наших городах зашкаливает, – заметил эксперт. – Даже в малых городах можно увидеть дорогие автомобили, на которых, кстати, катаются чиновники. Вполне можно подумать, что чем выше чиновник, тем талантливее у него родственники.

Есть сторонники мнения, что увеличится количество индивидуальных предпринимателей и ТОО с упрощенной формой налогообложения как способ оптимизировать расходы, а также удастся навести порядок в тендерной политике и упорядочить рынки недвижимости, ценных бумаг, драгоценностей и антиквариата.

– Недвижимость – сегодня главный инструмент сохранения теневых капиталов, – продолжает Денис Кривошеев. – Если эти деньги уйдут с этого рынка, цены на жилье выровняются. Эти деньги могут пойти на рынок ценных бумаг: как известно, доходы от акций налогом не облагаются, как и вклады в банках.

Главным же положительным итогом декларирования доходов может стать моральное право граждан Казахстана спрашивать у государства, куда уходят их налоги.

– Даже если человек не платит больших налогов, но заполняет декларации о доходах, у него появляется моральное право спрашивать у чиновников о целесообразности бюджетных расходов, – уверен эксперт.

Но простое введение декларирования доходов не способно бороться с коррупцией. Необходимо декларирование расходов. Это нормальная мировая практика, заметил Денис Кривошеев. Она позволяет точно увидеть, на какие деньги живет человек. И если его расходы в 2 раза превышают заработную плату, возникнут вопросы по источнику денег. Другое условие успешной реализации кампании – максимальное упрощение системы подачи деклараций.

“Против”: Богатые найдут лазейки

Правда, в ходе обсуждения выяснилось, что Денис Кривошеев – единственный, кто выступил за введение всеобщего декларирования. Практически все участники “круг­лого стола” – экономисты, финансисты, политологи, социологи и предприниматели – считают, что в условиях, в которых находится сегодня Казахстан, пользы от внедрения нового инструмента практически не будет. Мол, богатые всегда найдут лазейку уйти от налогов. Ведь наши богатые – это не те, кто заработал миллионы собственным трудом, а люди, так или иначе связанные с властью.

– Во всей логике авторов законопроекта я вижу один-единственный плюс: могут всплыть данные о доходах знаковых людей государства, – считает старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Ерлен БАДЫХАН. – Но мы понимаем, что такие люди всегда могут договориться с налоговым инспектором. Сейчас по Алматы катается Lamborghini без номерных знаков. И водитель этого спорткара точно знает, что его не остановят дорожные полицейские. И если государство сегодня не способно остановить водителя на Lamborghini и проверить документы, разве оно пойдет дальше, чтобы спросить, а на какие доходы он куплен?

Мнение большинства – декларирование не приведет к значимому снижению уровня теневой экономики. Есть и технические трудности для реализации проекта. Если сдача налоговых деклараций будет вестись онлайн, то в Казахстане не высок уровень покрытия всей территории сетью Интернет. Присоединение проекта к платформе “электронного правительства” e-gov.kz с использованием цифровой подписи приведет к хаосу. Если же налоговые декларации будут отправляться по почте, то вряд ли почтовые отделения справятся с миллионами бланков, полагает аналитик.

Выход из этой ситуации Ерлен Бадыхан видит простой: обязать сдавать декларацию о доходах не всех граждан РК поголовно, а выборочно. Это государственные служащие, работники бюджетной сферы, которые уже сдают такие декларации, их родственники, а также предприниматели. Обязывать же сдавать декларации простых граждан не имеет смысла, так как большая часть из них живет на одну заработную плату, налоги с этих доходов уже взимаются в момент их получения, а информация об этом уже известна Министерству финансов.

Это не для нас?

– Нельзя сравнивать Казахстан с Францией или Сингапуром, когда говоришь о внедрении института всеобщего декларирования, потому что те достижения, которые имеют эти страны, были получены в их политической системе координат, а не в казахстанской, – говорит председатель правления Финпотребнадзора Айдар АЛИБАЕВ. – Как обязать акима платить налоги, если он никогда ни перед кем не отчитывается, кроме Президента? Или заставить министра или судью? Ведь по факту они вообще не отчитываются о результатах своей работы. Поэтому без политической реформы введение всеобщего декларирования доходов будет неэффективным.

Весь спор экспертов идет о необходимости заставить чиновников платить налоги. Ведь именно они, по мнению научного и околонаучного сообщества, считаются главным коррупционным фактором и, как следствие, владеют наибольшими капиталами. Но именно от этих государственных мужей зависит, в какой форме будет реализован закон о всеобщем декларировании доходов и какие цели он будет преследовать. И судя по тому, что чиновники на дискуссию с экспертами не идут, они точно знают, что вопрос уже решен. А остальное – просто шум ветра.

Проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам декларирования доходов и имущества граждан Казахстана и лиц, имеющих вид на жительство” предусматривает поэтапный переход к всеобщему декларированию доходов с 2015 года. Всеобщий охват населения страны декларациями о доходах и имуществе предполагается завершить к 2017 году.

Загрузка...