Опубликовано: 1750

Кто гасит свет?

Кто гасит свет?

Энергетики Алматы утверждают, что электронергии городу хватает, а в отключениях виноваты соседи и старые линии.

Три года назад в соответствии с «Законом об энергетике» АО «АПК» разделили на энерго-производящую, энерго-передающую и энерго-снабжающую организации. Теперь станции АО «АлЭС» вырабатывают электричество, АО «АЖК» (бывшее АО «АПК») передает энергию по местным сетям в Алматы и Алматинской области, а ТОО «Алматыэнергосбыт» занимается ее поставками, собирает деньги с потребителей и продает им энергию.

На телефонные звонки наших читателей в ходе «прямой линии», состоявшейся 2 июня, отвечали генеральный директор ТОО «АлматыЭнергоСбыт» Михаил Гамбургер и заместитель председателя правления АО «АЖК» Гани Салимжуаров.

Большинство вопросов к «электрическим» начальникам были связаны с новой схемой уплаты за свет и отключениями энергии.

Свет есть, проблема в сетях

- Постоянные отключения света в разных районах – это способ сэкономить энергию?

В Алматы нет дефицита электроэнергии. Город сейчас потребляет порядка 500 МВт, из которых местные станции покрывают только половину общего потребления. Тем не менее, могу сказать, что за три года существования «Алматыэнергосбыт» отключений по причине нехватки знергии не было, наши потребители забыли, что такое веерные отключения. Перебои возникали либо из-за аварий в местных сетях, либо отключались линии, связывающие нас с Кыргызстаном и станциями на Севере республики.

Если в прошлые годы в Алматы прирост потребления за год был до 10 процентов, то в 2008 году рост составил всего 3 процента, а в этом году прирост потребления пока снижается. Остановились стройки, снизилось производство на заводах и фабриках, но население потребляет энергию в прежнем объеме. Тем не менее, поставки энергии в регион сегодня покрывают все наши потребности.

- Я живу в Ауэзовском районе, и у нас часто отключают свет. Это такая экономия энергии или аварии на линиях?

- Сегодня АЖК занимается, по сути, не ремонтом, а восстановлением линий подачи энергии во многих районах. В Вашем районе все линии очень старые, и мы практически через день получаем информацию, что то тут, то там перегорел кабель, подающий энергию в дома. Обычно эти аварии случаются в вечернее время, когда люди приходят домой и включают электроприборы. Потерпите, мы меняем линии, и до Вашего дома тоже дойдет очередь.

- У нас в Алатауском районе - улица Альпийская, угол Магаданской - свет отключают часто, ссылаясь на работы по спиливанию старых деревьев, которые мешают проводам…

- Старые деревья – это проблема для внутри городских линий, из их падения, особенно после сильного ветра, часто случаются аварии. По мере возможности мы выполняем работы по расчистке. Но деревья растут быстрее, чем наши бригады успевают их спиливать. Но в Вашем районе сейчас ситуация с подачей энергии лучше, чем в прошлые годы. Мы планируем, что уже в следующем году все работы по модернизации линий там будут окончены.

- Будет ли введена Мойнакская ГЭС в срок и спасет ли эта станция Алматы от возможного дефицита?

- Работы идут полным ходом, станция будет введена в строй в 2011 году. Задача ГЭС мощностью 300 МВт - покрывать утренние и вечерни пики потребления энергии. Там будут сначала набирать воду, а потом ее сбрасывать. Станция позволит отказаться от покупки электроэнергии в Кыргызстане. Но основная надежда, конечно, на Балхашскую ТЭС. Если ее построят, как намечается, к 2016 году, то проблема с обеспечением региона энергией будет решена.

Квитанции по методу начисления – как платить?

Почему мы теперь должны платить именно после отметки контролеров? Вы будете включать оплату их услуг в тариф?

- Алматы перешел на метод начисления с 1 мая, с июня этот метод действует и на территории Алматинской области. Что даёт метод начисления? Показания счетчика снимаются контролером. На основании этих данных ТОО «АлматыЭнергоСбыт» ежемесячно направляет потребителю счет-квитанцию с указанием объема потребления и суммы к оплате. Это позволяет нам правильно планировать нашу работу, а человек получает возможность планировать свои расходы. Он уже не смотрит на счетчик, не вспоминает, сколько надо заплатить, какой нынче тариф. Мы экономим время, в том числе и время наших потребителей.

Каждый может проверить показания счетчика, убедиться, что они сняты верно, и только потом платить. Если есть какие-то замечания, то можно обратиться к нашим специалистам за разъяснениями. Чтобы это было сделать удобнее, мы открыли в городе Центры обслуживания потребителей, такие же центры есть в райцентрах области. Там потребитель по принципу «одного окна» может получить информацию по своему лицевому счету, по задолженности и другим вопросам.

Мы ввели метод начисления с первого мая, а тариф, как видите, остался прежним. Он не изменился с прошлого года.

- У меня в квитанции написано, что я переплатил за энергию. Что это значит?

- Видимо, вы имеете в виду, что в квитанциях есть либо переплата, либо долг. Переплата может возникнуть, если вы в предыдущем месяце уплатили за свет 25-26 числа. На квитанции должен быть указан день, когда у вас снимали предыдущие показания счетчика. Наверняка это была середина месяца. То есть получается, что контролер снял показания счетчика где-то 15 мая, а заплатили вы за свет 25 мая. Таким образом, сумма с 15 по 25 мая значится у вас как переплата. Ничего страшного в этом нет. В следующий месяц эти деньги вам будут зачтены, то есть вы заплатите меньше ровно на сумму переплаты. А дальше, поскольку показания будут сниматься примерно в одно время, вы будете платить ровно столько, сколько указано в квитанции. Что касается тарифа, то он остался старым.

- В квитанции об оплате электроэнергии появилась графа «аванс». На какие цели он собирается?

- Аванс оплачивается потребителем по желанию. Сейчас лето, и многие люди откладывают платеж на более позднее время. Если вы уезжаете в отпуск, вы можете заплатить за свет авансом. Эти деньги будут значиться в графе «переплата». Это удобно и нам, и потребителям, за которыми не будет числиться долг. Мы же электроэнергию покупаем каждый месяц, каждый день и платим за нее регулярно. И в последующем вы будете просто спокойно себя чувствовать, зная, что действительно заплатили за электроэнергию полностью.

Тарифы вырастут в сентябре

Будут ли в этом году расти цены на электроэнергию?

- Мы свой тариф не устанавливаем произвольно, а обосновываем в Агентстве по регулированию естественных монополий. Вы знаете, что поднимается цена на электрических станциях, поднимается цена у передающих организаций. Для того, чтобы не быть убыточными, мы просто вынуждены поступать точно так же. Если поднимается цена на энергоисточниках, то и наш тариф тоже будет расти. Электростанции Алматы подняли цену уже в мае, северные электрические станции собираются поднимать в июле. Исходя из этого, мы тоже будем поднимать цену для потребителей, наверное, в сентябре-октябре месяце. Заметьте, «Алматыэнергосбыт», не подымает цену после каждого скачка цен у наших поставщиков и партнеров. Мы какой-то период даже несём убытки, но потом мы поднимаем тарифы, компенсируем их, и продолжаем работать в свободном режиме до очередного витка цен.

- Рост тарифов как-то влияет на состояние сетей? Куда идут эти деньги?

- Для чего повышаются тарифы? Чтобы найти деньги на замену линий и оборудования, изношенного на 70-90 процентов. Сегодня за счет тарифов АЖК может сети только содержать, но обновлять их сложно. На строительство, замену и развитие нет ни тиына, зато есть старые долги на 14 миллиардов тенге.

В этом году закончим и введем в строй 6 узловых подстанций. Они были построены на сборы за присоединение дополнительных мощностей в городе Алматы, которые отменены с начала 2009. Мы полагали, что эти сборы дадут 16 миллиардов тенге, но удалось собрать только 9 миллиардов. Остальные деньги мы будем искать, в любом случае, подстанции будут введены. «Самрук-Казына» выделяет деньги на строительство еще 8 подстанций.

А вот с дальнейшим финансированием пока не ясно. Мы разработали трехлетнюю инвестиционную программу развития энергосистемы региона ценой в 60 миллиардов тенге, которая согласована с Министерством энергетики и находится на рассмотрении в Антимонопольном агентстве. Надеемся, что после утверждения инвестиционной составляющей в тарифе у нас будут средства на реконструкцию и строительство новых энергетических объектов. Если все будет идти по плану, то к концу 2011 проблема с подключением к сетям в городе будет полностью снята.

Кроме того, есть еще программа развития энергетики Алматы до 2020 года, на нее требуется 170 миллиардов. Для области надо еще 240 миллиардов тенге.

- Будут ли снижаться тарифы на электроэнергию сельским коммунальным хозяйствам?

- Дело в том, что тарифы ТОО «АлматыЭнергосбыт» утверждаются не компанией, а Агентством по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Поэтому для всех групп потребителей – будь то это город или село, тариф один и тот же. Вы можете написать коллективное письмо в акимат области. Власти регионов могут выйти в АРЕМ с предложением изменить тариф для коммунальных служб сельской местности. Если такое решение будет принято, то мы будем обеспечивать Вас энергией именно по этому тарифу.

Не покупайте счетчики на базарах!

- Кто и как, когда может поменять электросчетчики?

- Заменой счетчиков сегодня занимается АЖК. Для этого вам нужно написать заявление в ближайшее отделение РЭС. Там операторы вам выпишут бланк, который они передадут монтерам из АЖК. Они вам позвонят, чтобы договориться о замене.

- У нас стоит старый однофазный счетчик. Как только мы одновременно включаем утюг и телевизор, «вылетают» пробки и свет гаснет. Что надо сделать, чтобы его заменить?

Пробки вылетают наверняка от того, что потребление у вас больше, чем предусматривается местной линией. Для замены счетчика вам надо подойти в местный РЭС и написать заявление с просьбой заменить счетчик. В заявлении укажите, что автоматы срабатывают при включении дополнительных электроприборов. Счетчики бывают либо однофазные, либо трехфазные. Специалисты РЭК определят, какой именно вам необходим. Счетчик вам придется приобрести самостоятельно. Он должен соответствовать всем требованиям, поэтому покупайте его не с рук, а в специализированном магазине, их в городе немало.

Подключаем, но не всех

- Я строю частный дом. Можно в какие-то разумные сроки его подключить к электроэнергии? Куда обращаться, и сколько времени это занимает?

Для подключения новых жилых строений вам надо обратиться в Департамент по выдаче технических условий АО АЖК в рабочие дни с 9.00 до 13.00. Там дадут всю информацию по документам, которые необходимы для получения техусловий. После того как документы сданы, максимальный срок их рассмотрения составляет 30 дней.

Надо отметить, что практически все линии в Алматы перегружены. Особенно сложная ситуация складывается в центре и Медеуском районе. Несмотря на это, в подключении мощности до 5 кВт (именно столько обычно требуется на частный дом) мы никому не отказываем. Даже если сети перегружены, мы, как правило, выдаем техусловия. Единственный район, где это не делается – это территория вокруг каскада ГЭС. Эти станции находятся в собственности компании «Алматинские электрические станции» (АЭС). Напрямую к станциям подключиться нельзя, это запрещено законом, а сети в этом районе тоже принадлежат не нам, а АЭС...

- Я хотел бы открыть небольшое производство, но мне отказывают в выдаче техусловий, требуя построить линию и поставить трансформатор. Это законно?

- Если речь идет о подключении мощностей свыше 5 кВт, то техусловия выдаются при наличии технической возможности. Если такой возможности нет, линии перегружены, то мы можем выдать так называемое «предварительные» техусловия. Это значит, что условия могут быть выданы, но лишь после того как потребитель сам установит трансформатор, проведет линию и все это оформит.

Когда стоит вопрос о промышленных потребностях - от 5 МГв и выше – то для такого объекта разрабатывается специальная схема внешнего энергоснабжения. Проект согласовывается с нами, а также с системным оператором КЕГОК.

Загрузка...