Опубликовано: 912

Космос и предчувствие

Главными событиями состоявшейся в Алматы Недели российского кино стали показы новых фильмов Алексея Германа-младшего и Карена Шахназарова. Оба посвящены исчезнувшей империи, а один – даже так и называется.

Фильм: “Бумажный солдат”.

Режиссер: Алексей Герман-младший.

В ролях: Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Анастасия Шевелева, Кирилл Ульянов.

Сын великого отца 32-летний Алексей Герман-младший работает не в пример быстрее своего родителя. Начиная с 2003 года молодой режиссер снял три полнометражные картины, каждая из которых была показана в Венеции и не оставила равнодушным никого из критиков. Из троицы “Последний поезд”, “Гарпастум”, “Бумажный солдат” самым громким получился последний фильм, вызвавший как восторги в свой адрес, так и неприкрытую хулу.

…Начало 1961 года, на Байконуре и в Москве идет активная подготовка к первому полету человека в космос. Сын знаменитого, но репрессированного хирурга и сам врач Даниил Покровский вместе со своей женой Ниной, также медиком, работает в группе отбора кандидатов по здоровью. Даниил, которому все прочат большое будущее, запутался в себе, в своих отношениях с бесплодной женой и любовницей с Байконура, в своей судьбе и судьбе всей страны. Он устал, подавлен и хочет только одного: чтобы полет состоялся успешно и ознаменовал прорыв в новое светлое будущее.

Герман-младший снял небесспорное в отдельных сценах, однако интересное во всех смыслах, многогранное, многоуровневое кино. Алексей Алексеевич превращается в настоящего Художника, но именно за художественность его и “Бумажного солдата” чаще всего и ругают, обвиняя в “антисоветчине”, “очернении советской космонавтики, Гагарина” и прочая-прочая-прочая. Претензии в основном исторического свойства. Мол, почему Байконур весь в грязи, что за отряд космонавтов-неврастеников, как это ракеты чуть ли не из луж взлетают и т.д. Самое забавное, что все критиканы честно признаются, что ленту до конца не досмотрели, правда, это не мешает им на полном серьезе опровергать показанное в фильме. Но все эти "опровержения" – не более чем бред воспаленного сознания оскорбленных ностальгирующих квази-ура-патриотов, не способных или не хотящих воспринимать искусство не в лоб и увидеть, где лишь декорации, а где собственно герои и действие.

Понятно, что и космодром был другим, и космонавты в скафандрах на табуретках в грязи не сидели и на велосипедах в тех же скафандрах не катались. Но Герману-младшему нужно было поместить свою историю именно в эти декорации. Для создания определенного восприятия и настроения. Имел право. Посмотрите картины, изображающие распятие Христа, разных временных эпох и разных художников – они все не похожи друг на друга. И если придираться к костюмам, пейзажам вокруг Голгофы и к тому, как вбиты в руки гвозди, то можно не увидеть само распятие.

То же и с “Бумажным солдатом”. На мой взгляд, Герман-младший снял фильм не об СССР 1960-х, а о России сегодня. В одной из сцен жена Покровского Нина в исполнении Чулпан Хаматовой, добираясь на Байконур, попадает в уничтожаемый в соответствии с развенчанием культа личности и массовой реабилитацией АЛЖИР, где ей встречается бывшая узница. Она не хочет покидать лагерь с мотивацией “Мне и здесь хорошо. Куда я пойду?”. Там же находится в архиве донос на литератора, не согласившегося с тем, что “в нынешних реалиях наиболее важным представляется патриотически-воспитательное направление в искусстве, а иное – вредно и опасно”… Ничего не напоминает?

Название фильму дали цитируемые в кадре стихи Булата Окуджавы. Вот несколько строчек: “Он переделать мир хотел,/Чтоб был счастливым каждый,/А сам на ниточке висел,/Ведь был солдат бумажный”… “В огонь? Ну что ж: “Иди!” – “Идешь?”/И он шагнул однажды,/И там сгорел он ни за грош,/Ведь был солдат бумажный”.

У Германа-младшего два “бумажных солдата”. Врач Покровский – рефлексирующий, сомневающийся, увязший в болоте неуверенности в себе (вот откуда вся эта засасывающая грязь, никак не могущее разродиться дождем небо и шикарно снятая сцена, когда Даня, как его называют друзья и жена, едет на велосипеде против течения разлившейся реки). Но он верит. Верит в то, что полет в космос изменит страну и мир, “чтоб был счастливым каждый”. Второй – Гагарин. Не “сгоревший” в первый раз, но все-таки ушедший позже и возведенный в ранг иконы, высеченный из камня, увековеченный в названиях улиц и школ. И тот и другой делали свое дело честно. Только ничего это не изменило и гибель империи не предотвратило.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 6,6 из 10.

Оценка автора – 8 из 10.

Интересный факт

На Венецианском кинофестивале 2008 года “Бумажный солдат” получил призы за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу, которую выполнили родившийся в Ташкенте знаменитый оператор Алишер Хамидходжаев и экс-алматинец Максим Дроздов.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...