Опубликовано: 1626

Коррупция по-Южному

Когда в Южно-Казахстанской области объявляют, что с поличным при получении взятки задержан очередной аким, это уже не воспринимается как сенсация.

Коррумпированные чиновники в креслах глав сельских округов, районных центров и городов или же руководители подразделений областного акимата – это та реальность последних лет, о которой умолчать уже просто невозможно.

Схема отхода – шизофрения

В конце прошлого года финансовая полиция задержала акима Сузакского района Алишера Бектаева. Он был взят в собственном кабинете при получении взятки в 5 тысяч долларов США за выдачу разрешения на приватизацию жилища. Причем чиновник, только что получивший пятитысячную пачку долларов, был крайне раздражен и недоволен столь малой, по его мнению, суммой “вознаграждения”. Говорят, от возмущения он даже принялся хлестать пачкой денег по лицу просителя. Только появление оперативников прервало гнев акима.

Подчеркнем, что это был один из первых выборных акимов в Южно-Казахстанской области. Он в течение года управлял районом и на здоровье не жаловался. Однако сейчас, когда дело о взятке экс-акима передано в суд, Бектаев пытается представить себя невменяемым и душевнобольным с диагнозом шизофрения.

Подобный диагноз, как отмечают суд-медэксперты, может быть поставлен только после длительного и тщательного комиссионного обследования больного в специализированном стационаре. В данном же случае диагноз подследственному сумел поставить врач следственного изолятора.

Круговая порука?

Прокурор Южно-Казахстанской области Марат Ахметжанов отмечает: как только ставится вопрос о привлечении к ответственности чиновников в ранге акимов, начинаются всевозможные ухищрения как со стороны самих подследственных, так и со стороны покровительствующих им вышестоящих начальников. Показателен в этом отношении случай с бывшим акимом Шардары Бекетом Омаровым.

Он также был задержан в собственном кабинете при получении взятки. На тот момент Омаров официально занимал пост городского акима города Шардары. Однако сразу после задержания решением вышестоящего начальства Омаров задним числом был освобожден от должности. Возможно, подобным образом районный аким пытался сохранить авторитет и незапятнанность чиновничьего мундира. Но в результате вместо явно коррупционного преступления обвинение следовало переквалифицировать на более мягкую статью о мошенничестве частного лица.

Подобные схемы ухода чиновников от ответственности практиковались в области не раз, считает прокурор Южно-Казахстанской области. В отношении шардаринского инцидента наказание за взятку (6 лет лишения свободы) получил не только экс-аким города, но и покрывавший его районный аким, который освобожден от занимаемой должности.

Февраль 2008 года.

Хроника мздоимства

Последний факт среди южноказахстанских взяточников – задержание при получении 16 тысяч долларов акима города Жетысай Махтааральского района. Вообще чиновники Жетысая за рекордно короткий срок оказались в числе лидеров по количеству попавшихся на взятках. В течение месяца с небольшим здесь были задержаны еще двое сотрудников земельного управления. В том числе – начальник отдела. У него из сейфа изъято 25 тысяч долларов.

А вот заместитель начальника департамента экономики и бюджетного планирования акимата ЮКО Асель Мамытбекова требовала себе “вознаграждение” в 58 тысяч 300 долларов от руководителей строительной компании, обещая им победу в тендере. Сумма взятки определялась в 10% от стоимости объявленного на тендер госзаказа в более чем 350 млн. тенге. Мамытбекова осуждена на пять лет лишения свободы. Отметим, что экс-чиновница осуждена по статье “Мошенничество”, хотя получение взятки в особо крупном размере предусматривает наказание сроком до 15 лет заключения и выше.

Анализ, проведенный областной прокуратурой, однозначно показал, что практически в 90% случаев мздоимства среди чиновников связано со сферой земельных отношений.

6 февраля при получении взятки 60 тысяч тенге задержан начальник отдела комитета земельных отношений при областном акимате. У него при обыске в кабинете были обнаружены 25 тысяч долларов и 1 миллион 800 тысяч тенге. Объяснить происхождение денег чиновник не смог.

Как обуть государство. Шымкентский опыт

Привычным уже явлением стало и то, что чиновники совмещают госслужбу с частным бизнесом. Используя свое служебное положение, они оказывают содействие собственной коммерции.

Так, за прошлый год к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечены семь заместителей акимов Шардаринского, Казыгуртского районов и города Кентау, а также еще 18 акимов разных уровней.

К концу года в ЮКО был проведен тендер на 9 миллиардов тенге на строительство 35 школ. Конкурсная документация была подготовлена со ссылкой на проект постановления правительства, которое фактически не было принято. К тому же стоимость школ была усреднена. Так, школа, рассчитанная на 900 мест, оценивалась в смете так же, как и на 1200 школьников, что наверняка могло привести к неэффективному использованию государственных средств. Но самое главное, проводя тендер и выделяя государственные деньги в конце года, подрядчики должны были освоить всю сумму за немыслимо короткие сроки. В освоении государственных средств также были заинтересованы и местные исполнительные власти, ответственные за выполнение расходной части бюджета.

Эта ситуация неизбежно порождала взаимовыгодный интерес как подрядчиков – коммерческих структур, так и заказчиков в лице органов власти заниматься откровенными приписками и липовыми отчетами о выполненном строительстве.

Наиболее яркий пример этого в Южно-Казахстанской области – строительство в конце 2006 года подстанции “Северная” стоимостью 110 миллионов тенге. Тогда начальник отдела строительства акимата города Шымкента по истечении двух недель после объявления итогов государственного тендера по строительству подстанции “Северная” уже подписал акт приемки в эксплуатацию как бы готового объекта. По которому, кстати, не начинались еще даже проектные расчеты. Примечательно, что ТОО, выигравшее тендер и успевшее получить более 50 миллионов тенге, направило часть этих денег на погашение своего кредита в банке, а остальные обналичило.

Махинации – налево, Махинации – направо

Еще один из видов деятельности, наиболее подверженный коррупции, по мнению прокуратуры, – распределение земельных участков. По земельным делам уже в этом году зарегистрировано 25 коррупционных преступлений, совершенных акимами различных уровней, в том числе шесть фактов взяточничества. Так, за получение 30 тысяч тенге за выделение земельного участка задержан и осужден к 5 годам лишения свободы аким сельского округа Каракум Ордабасинского района Жорабек, расследуется уголовное дело по обвинению бывших акимов города Шымкента Жумжаева и Амет.

В сфере образования наиболее популярным методом хищения бюджетных денег стало завышение количества учащихся в школах, оформление так называемых “мертвых душ”. Деньги, выделяемые на обучение подобных несуществующих учеников, обналичиваются и присваиваются администрацией школ путем составления фиктивных табелей, ведомостей и тому подобной бухгалтерии. Так, директором гимназии №63 Шымкента допущено внесение в списки учеников 183 “мертвых душ”. В результате подобных махинаций только в департаменте образования Южно-Казахстанской области выявлены растраты бюджетных средств на сумму более 2,5 миллиона тенге.

Особую озабоченность прокуратуры вызывает тот факт, что практически во всех департаментах и учреждениях, где были вскрыты факты хищения и растрат, ранее неоднократно проводились всевозможные проверки ревизорами финансового контроля. И они не находили никаких нарушений в деятельности чиновников. По мнению прокурора М. Ахметжанова, это может свидетельствовать лишь о том, что органы контроля попросту покрывали чиновников.

Данил Шемратов, Шымкент

Загрузка...