Опубликовано: 1373

Колеса и крыши станут дороже

Колеса и крыши станут дороже

Налог на подержанные машины и на недвижимость существенно вырастет – такие “новшества” готовит нам новый Налоговый кодекс

В понедельник, 8 сентября, Министерство экономики и бюджетного планирования представило депутатам Мажилиса проект нового Налогового кодекса. Главное его достижение – снижение налоговой нагрузки на компании несырьевого сектора, сообщил депутатам глава Министерства экономики Бахыт Султанов. Впрочем, признал министр, для задавленного налогами малого бизнеса снижения платежей как таковых не произойдет.

Поймать миллионера

Ну а теперь подробности. Если Налоговый кодекс примут, то владельцы зданий или помещений стоимостью свыше 120 миллионов тенге должны будут каждый год отдавать только в виде налога на недвижимость десятки тысяч долларов. Как это скажется на их предпринимательской деятельности, министр не пояснил.

Эксперты уверены, что это нововведение усилит кризис на строительном рынке и создаст новое поле для злоупотреблений.

– У нас существует два налога на имущество – с юридических лиц и физических, – пояснил ситуацию директор НИИ финансового и налогового права Евгений Порохов, – после принятия нового Налогового кодекса налог с компаний составит от 1 до 2 процентов от стоимости недвижимости. Что касается физических лиц, то обсуждается возможность о введении прогрессивной шкалы, от 0,1 до 1 процента от стоимости недвижимости в зависимости от категории. 1 процент ежегодно придется платить с недвижимости, чья стоимость превышает 120 миллионов тенге (примерно миллион долларов).

Такая схема и такая ставка налога на недвижимость интересы малых и средних бизнесменов заденет обязательно. Например, в центре Алматы немало небольших магазинчиков, которые в нынешних условиях падения покупательского спроса едва сводят концы с концами. Учитывая, что механизм оценки недвижимости для целей налогообложения в Казахстане имеет очень мало общего с реальной текущей рыночной стоимостью здания или помещения, то ничего не мешает налоговикам оценить такую лавку в миллион долларов. Если владелец – юридическое лицо или помещение используется в целях получения дохода (под это определение у нас можно вписать что угодно – от производства на дому декоративных свечей до сдачи в аренду), то в год хозяин должен будет отдать государству примерно 20 тысяч долларов только в виде налога на имущество.

Для многих такой налог станет непосильным бременем. Если данная норма будет принята, то откроется большое поле для злоупотреблений, считают эксперты, потому что люди будут стремиться любыми способами снизить цену недвижимости.

– Это усилит падение цен на этом рынке, и без того переживающем нелегкие времена, и сделает инвестиции в строительство менее привлекательными, уверен г-н Порохов.

Денег нет – пешком ходите

Еще один неприятный сюрприз авторы нового Налогового кодекса приготовили для отечественных автолюбителей.

– По налогу на транспортные средства предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации. Это упростит расчеты, и главное – сделает равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора вне зависимости от возраста машины, – заявил депутатам г-н Султанов.

Согласно статистике, до 70 процентов наших автовладельцев имеют в собственности машины, выпущенные более 7 лет назад. Если кодекс примут в нынешнем виде, то уже со следующего года налог на транспорт для них вырастет в 2–3 раза.

Теперь владельцам подержанных авто и грузовичков – людям изначально небогатым – придется платить налоги наравне с хозяевами новеньких лимузинов.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Загрузка...