Опубликовано: 2144

Кок-Жайляу – споры не стихают

Кок-Жайляу – споры не стихают

Дискуссии вокруг проекта строительства горнолыжного курорта “Кок-Жайляу” близ Алматы продолжаются. На днях прошли общественные слушания.Обсуждение было бурным

Что и говорить, общественный резонанс проект вызвал немалый. И тем более ответственным, на наш взгляд, должно быть и принятие решений по нему. Поскольку Президент обозначил эту отрасль как одну из ключевых в казахстанском бизнесе: “Один турист, который посещает горнолыжный курорт, тратит в шесть раз больше, чем во время поездки на море. Это очень выгодно для государства. …Поручаю правительству разработать системный план развития этой уникальной зоны”, – сказано в его январском Послании 2012 года.

Самое интересное, что простые граждане – любители и профессионалы, исходившие эти склоны вдоль и поперек, – идею Президента по развитию горнолыжного туризма поддерживают. Именно они выдали немало дельных предложений по обустройству горнолыжных курортов на Шымбулаке, в Тургене, Аксайском, Каскеленском ущельях.

Но такое впечатление, что чиновники решили поскорее пристроить бюджет. Проект так и назван: “Местный бюджетно-инвестиционный проект “Горнолыжный курорт “Кок-Жайляу”. Но дело это далеко не местечковое и задевает интересы многих простых граждан – приверженцев активного отдыха.

Все смешалось – цифры, люди…

В начале 2012 года возник спор из-за выделяемых на разработку концепции, технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию денег (почти три миллиарда тенге) между Мининдустрии, Минэкономики и Алматинским акиматом. Но в итоге  есть разночтения в опубликованных цифрах.

И если поначалу на заседании правительства,по сообщению ИТАР-ТАСС, министр индустрии и новых технологий Асет ИСЕКЕШЕВ говорил об инвестициях до 5 миллиардов долларов, обустройстве 500 километров горнолыжных трасс, 1 миллионе туристов в год, о создании 20 тысяч рабочих мест на объектах и о 5 миллиардах долларов прибыли, то позже протяженность лыжных трасс уменьшилась до 63 километров, цифры инвестиций снизились до одного с лишним миллиарда долларов, число рабочих мест – до пяти с лишним тысяч человек, а доход – до 3 миллиардов долларов.

Нерешенным пока остается и вопрос транспортировки того самого миллиона туристов из аэропорта через алматинские пробки в горы. Ведь даже если их везти туда на автобусах, то для запланированных 10 200 ежедневных посетителей курорта потребуется больше 200 автобусов.

На пресс-конференции председатель экологического союза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ энергично заявил, что будет бороться против проекта всеми законными мерами, чтобы потомки не укоряли за потерю такого прекрасного уголка природы.

Однако тут надо подчеркнуть, что если быть объективными, то горнолыжные курорты Европы и США, по примеру которых планируется возведение комплекса “Кок-Жайляу”, являются настоящими оздоровительными и спортивными центрами, куда приезжают в отпуск и на выходные целыми семьями. Тут есть и гостиницы, и рестораны, и детские площадки. Для любителей горнолыжного спорта построены сеть транспортных маршрутов на автобусах, подвесная канатная дорога, трамвайчики и фуникулеры, есть вертолеты спасателей.

Большое внимание уделено экологии. И за всеми нарушениями бдительно следят члены постоянной общественной комиссии, куда входят все взрослые жители прилегающихк курортам городов. Также будет в Казахстане?

“Заманим” качеством и ценами

У меня же возникает вопрос: в случае некачественного исполнения проекта или, не дай бог, его провала кто будет нести за него ответственность? Логика подсказывает: если заказчиком выступает управление туризма г. Алматы, то решающую подпись на нем будет ставить аким города. И это нам подтвердили в управлении туризма. Но всем известны истории с отменой каждым вновь заступающим на должность руководителем города постановлений его предшественников. И этот алгоритм может продолжиться. Когда же речь идет о миллиардных инвестициях, а по сути – о создании национального проекта, надо обсуждать его в Парламенте, принимать решения на уровне правительства с участием ответственных за него министерств. И, рассмотрев все возможные варианты, выбрать из них наиболее рациональный!

Тем более что развивать у нас нужно не только горнолыжный, но и другие виды туризма. К примеру, в теплом и солнечном урочище Кок-Жайляу обустроить пешие и конные маршруты.

Ведь при имеющихся в Заилийском Алатау возможностях сделать горнолыжный и экотуризм рентабельным не так и сложно. Только  подходить к делу и “заманивать” к себе туристов, хоть своих, хоть иностранных, нужно с умом. Тогда и цены будут приемлемыми, и туристов много. Ведь качество, как известно, определяет количество.

Загрузка...