Опубликовано: 1900

Кого портит земельный вопрос?

Кого портит земельный вопрос?

Проекты детальной планировки (ПДП) Караганды на годы стали камнем преткновения во взаимоотношениях чиновников и предпринимателей. Первые утверждают: бизнесмены шахтерской столицы частенько нарушают действующее законодательство, самовольно захватывая землю под свои объекты. Вторые приводят другие данные: ПДП нередко противоречат логике и здравому смыслу, не учитывая уже действующие объекты бизнеса.

Акимату – полномочия и… кран!

Сегодня в свете работы недавно созданной комиссии по земельной реформе карагандинские предприниматели и госслужащие пытаются разрешить накопившиеся противоречия дипломатическим путем – через совместные предложения. Объединяющим звеном в их составлении стал общественный совет шахтерской столицы.

Так, на очередном заседании под председательством Кабдыгали ОСПАНОВА совет рассмотрел предложения, озвученные исполняющим обязанности руководителя ГУ “Отдел земельных отношений города Караганды” Тимура МУСИНА.

– Сегодня у нас по Земельному кодексу много очень вопросов и пунктов, которые противоречат друг другу, – признался он. – Так, например, согласно статье 44-1 предоставление земельных участков без ПДП не допускается. А в соответствии со статьей 109 в новой редакции – уже разрешается. Для устранения таких неточностей нами неоднократно направлялись письма с предложениями в министерство национальной экономики РК.

Всего у карагандинских чиновников получилось восемь предложений. По словам Тимура Мусина, поскольку в Караганде нет земель сельхозназначения, основная часть проблемных моментов приходится на землепользование в городской черте.

– Из 49 840 га земельного фонда Караганды 8 361 га – это земли сельхозиспользования, – констатировал чиновник. – К ним применяются другие нормы, и это города Караганды не касается. Для нас куда большая проблема – самовольный захват городских земель путем установки различных киосков, гаражей и других конструкций.

По словам и. о. руководителя отдела земельных отношений Караганды, владельцы вышеупомянутых объектов не вносят обязательные платежи за пользование земельными участками, а это чревато не только прорехами в бюджете, но и недовольством граждан, которые оформляют права на земельные участки в соответствии с законом.

– В настоящее время, чтобы демонтировать киоск, который самовольно занимает землю, необходимо более полугода потратить на то, чтобы найти владельца, оштрафовать его, подать заявление в суд, пройти три судебные инстанции, отдать дело судебным исполнителям, – перечислил Тимур Мусин. – А потом еще ждать, когда они выполнят решение суда. Мы предлагаем упростить процедуру. Если в течение месяца после уведомления предприниматель не убрал незаконно стоящий киоск, акимату надо предоставить полномочия убрать его своими средствами, отвезти на коммунальную базу, откуда владелец впоследствии заберет его. А уже после акимат сможет предъявить владельцу материальный ущерб.

Отдел земельных отношений также внес предложение законодательно закрепить обязанность по предоставлении земельно-кадастровой базы с возможностью еженедельного обновления, ведомой РГП “НПЦзем”, в акимат. А также обязать РГП “НПЦзем” изготавливать всю землеустроительную документацию для государственных учреждений бесплатно.

– Сейчас предоставление земельных участков государственным землепользователям и негосударственным заявителям осуществляется на равных основаниях, в том числе по изготовлению землеустроительного проекта. Таким образом, акиматом и другими ГУ тратятся миллионы тенге из бюджета на изготовление земле­устроительной документации (проекты, планы, акты) для оформления земельных участков, – обосновал свое предложение Тимур Мусин.

ПДП и СНиПы – две вещи несовместные?

Финансовая сторона вопроса, озвученная чиновником, вызвала шквал эмоций у некоторых членов общественного совета. Так, председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета, экономики, финансов и бизнеса общественного совета, известный в Караганде предприниматель Николай АБТ, заинтересовался, насколько целесообразно тратятся бюджетные деньги, выделяемые на разработку этой самой землеустроительной документации.

– Возьмем сегодняшние проекты детальной планировки, – взял быка за рога бизнесмен. – ПДП заказывал акимат, он же его и оплачивал из наших денег. А ставил ли он исполнителям-проектировщикам конкретные задачи? Указывал ли, что они должны отразить в ПДП?

Свой вопрос Николай Викторович уточнил и подкрепил примером из личной практики.

– Например, мне интересно, как разрабатывался ПДП промышленного района, который существует уже около пятидесяти лет – того, что раскинулся от автостанции до завода РГШО? Все карагандинцы знают, что этот район представляет собой сплошные предприятия. У меня тоже там есть база, и недавно я захотел у себя на территории построить небольшое здание. Но, когда подал заявку на изменение целевого назначения (у меня значилась эксплуатация, а я внутри захотел построить производственный цех), мне ответили отказом на том основании, что ПДП, дескать, не предусматривает на этом месте никаких цехов. Мол, в данном районе, согласно плану детальной планировки, должен располагаться… торгово-развлекательный комплекс.

По словам предпринимателя, ответ государственного органа заставил его поднять план детальной планировки, и он с изумлением обнаружил, что в данном документе под территорию торгово-развлекательного комплекса попало не только его предприятие.

– ТОО “Люфт”, Федоровская автобаза, ДОК – вот неполный перечень тех объектов предпринимательства, которые волей проектировщиков попали под снос из-за строительства торгово-развлекательного комплекса! – возмущался Николай Абт. – Разумеется, я устроил скандал, после чего у меня тут же забрали тот ответ и дали новый, положительный. Но вообще я не понимаю, как можно на месте существующих предприятий нарисовать торгово-развлекательный комплекс?! Это что за специалисты вообще?!

– Город развивается в соответствии со СНиПами, – неуверенно попытался возразить и. о. руководителя ГУ “Отдел земельных отношений г. Караганды”, но тут же вынужден был сдаться под напором г-на Абта:

– Хорошо, тогда как вам такой пример? Участок земли рядом с моей базой тоже попадал под торгово-развлекательный комплекс, но тем не менее этот участок выдали под индивидуальное жилое строительство. Я написал заявление в прокуратуру о том, что здесь по ПДП предусмотрено строительство торгово-развлекательного комплекса, а наш земельный комитет выдает участки под ИЖС. Выдачу приостановили. Прокуратура бодро отчиталась, кого наказали за попытку незаконной выдачи земельного участка, а спустя три года на этом месте начали строить дом. Как выяснилось, его хозяин работает в… кадастровом центре! Так что, в этом случае СНиПы не действуют?

Предприниматель внес свое предложение: законодательно закрепить ответственность за разработку ПДП за проектировщиком и уполномоченным органом. А также определить, что изготовление плана детальной планировки должно осуществляться с учетом действующих объектов и на основе СНиПов.

– Когда делался первый ПДП, меня поразила формулировка: “Исходя из архитектурной необходимости”. Не из СНиПов, понимаете? У акимата нет денег, чтобы ремонтировать дороги, дотировать автотранспорт. А чтобы рушить промышленные предприятия и компенсировать предпринимателям убытки – есть?

Вопрос Николая Викторовича повис в воздухе. В памяти карагандинцев слишком свежи те случаи, когда пресловутый ПДП стал причиной уничтожения действующих объектов бизнеса, а также невозможности появления новых. Бизнес-сообщества Караганды не раз поднимали шум из-за того, что планы детальной планировки районов совершенно не учитывают существующих реалий. Остается надеяться, что предложения по земельному законодательству, выработанные совместно чиновниками и представителями общественности, будут услышаны теми, кто в силах разрешить все противоречия.

КАРАГАНДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи