Опубликовано: 2101

Кино с кулаками

Кино с кулаками

Он не претендует на роль профессионала в кино. Потому что он – спортсмен. Член сборной СССР по ушу, один из основателей школы тайского бокса в Казахстане, Фархат Аманкулов о своих экранных ролях говорит без притязаний.

Некоторые фильмы с его участием стали классикой казахстанского кино – это и “Султан Бейбарс”, и “Кочевник”… Да и не каждый актер может похвалиться игрой на одной площадке с грандами советского синематографа: Леонидом Куравлевым, Нурмуханом Жантуриным, Николаем Еременко-младшим, Львом Прыгуновым, Борисом Щербаковым, с певцами Валерием Леонтьевым и Борисом Моисеевым…

Дебют – роль Бейбарса

– Расскажите, как спортсмен из сборной СССР по ушу попал на большой экран?

– Это был 1986 год, мой тренер Михаил Рубцов привел меня на “Казахфильм” и настоял, чтобы я принял участие в пробах. Тогда он мне говорил, что история покажет: это было правильное решение. Очень многое, что у меня есть в этой жизни, связано с этим человеком... Тогда было союзное время, и я проходил серьезный отбор – многие актеры хотели сняться в этой роли. Но нужен был молодой, физически подготовленный парень.

– Вас на кастинге попросили показать какой-то трюк?

– Да, это были бои, мы их отработали. Потом нас поставили в один ряд: Нурмухана Жантурина, Даулета Бейсенова – он тоже из нашего клуба, и меня (Аманкулов играл попавшего в рабство молодого Бейбарса, Бейсенов – более взрослого, Жантурин – султана Бейбарса. – Прим. автора). Все были шокированы тем, как мы похожи между собой.

Мне было тогда 23 года, я пришел после армии. А в фильме снимались такие известные на весь Союз актеры – Прыгунов, Куравлев, Хмельницкий…

– Какие остались впечатления от ваших первых киносъемок?

– Мне неудобно было в том плане, что я человек жесткого спортивного режима. А в кино – другая кухня, и сама атмосфера, и общение – все другое.

– Вас это не напугало?

– Напугало – не то слово, меня это шокировало! Мне сказали: в 6 утра за тобой приедут и отвезут на съемку. Подняли спозаранку, полностью загримировали, а съемки у меня были только в 8 вечера. Я сидел в гриме, в костюме – не мог и шагу сделать!

“Двойник” Леонтьева

– После удачного дебюта в кино не было желания сменить спорт на актерство?

– Нет. Тогда у меня была другая проблема: что выбрать – спорт или учебу? Я учился в политехническом на факультете “Автоматика и системы управления”. Надо было принять какое-то решение – либо ехать за границу на соревнования, либо в кино сняться. Я даже академический отпуск взял.

– Следующего киноопыта ждали долго?

– Это был фильм “Экстрасенс” Одесской киностудии, в 1991 году. Картина с философским оттенком: о борьбе добра и зла. Певец Валерий Леонтьев представлял темную силу, и когда ему надо было противодействовать добрым силам, он превращался в меня, более молодого и подвижного. Мне позвонили из сборной Союза по ушу и сказали, что есть такая проблема: они подключили своих учеников к этому фильму. Но со стороны добрых сил работал чемпион Европы по кикбоксингу из Санкт-Петербурга, и он так навалял этих ушуистов! Позвали меня. Мы с этим питерцем такой бой закатили, что режиссер только и сказал: “Надо было сразу снимать!”.

– Вы не были поклонником творчества Валерия Леонтьева?

– Я не был его поклонником и даже относился к нему чуть-чуть негативно. Но когда пообщался, увидел, что Валерий Леонтьев – очень эрудированный человек, без понтов. Этот человек действительно постоянно что-то делает. В спорте есть такое выражение: “Если ты не потеешь – значит, не пашешь”. А он – истинный пахарь. В Ялте было столько поклонниц, они ему проходу не давали! Мы жили в санатории за городом, так поклонницы раскинули “лагерь” и поджидали Леонтьева.

Путали с Виктором Цоем

– При каких обстоятельствах вы познакомились с режиссером Рашидом Нугмановым и оказались в “Диком Востоке”?

– Фильм снимали недалеко от Иссык-Куля, в горах, позвонили мне. На картине художником-оформителем работал Рустем Абдрашев. Мы с ним были знакомы по “Султану Бейбарсу”, Рустем играл молодого китайца. Он предложил мою кандидатуру Нугманову.

– Чего ждали от “Дикого Востока”?

– Это был такой период времени, когда ставка делалась на коммерческую выгоду. Фильм продали во многие страны. Однажды, в 1994-м, мы поехали на соревнования в Японию, и одна журналистка возле меня закрутилась. Щебечет, прыгает, я не могу понять, в чем дело? Когда разговорились, оказалось, что она была на премьере в Японии “Дикого Востока”.

– Говорят, что в молодости вы были похожи на музыканта и певца Виктора Цоя, сыгравшего у Нугманова в “Игле”.

– Да, говорили такое. К тому же у меня прическа была такая же, как у Виктора Цоя. Однажды на Украине в аэропорту меня с ним даже спутали!

Бодров сам пригласил в “Кочевник”

– В российском фильме “Удар Лотоса” вы играли практически себя – человека, который занимается ушу.

– Фильм снимали в Китае и в Москве, там играли Александр Соловьев, Джамал Ажигирей, я – все члены сборной Союза по ушу. Все, что касалось поединков, мы выполняли сами. Говорили лишь оператору, с каких ракурсов лучше снимать. В других сценах мы, конечно, были в роли учеников – актерский состав на картине подобрался мощный: Щербаков, Еременко-младший, Градов, Пороховщиков…

– Вы также неоднократно снимались у Сергея Бодрова-старшего.

– Я уважаю людей, которые достигли высокого уровня в своей сфере, но при этом остались земными. В 2003 году в Алматы проходил чемпионат мира по тайскому боксу, я был организатором турнира, и вдруг мне говорят, что среди зрителей – Сергей Бодров. Так мы и познакомились. А когда Гульшат Омарова снимала “Шизу”, она общалась с Бодровым. Они приехали к нам в спортивный клуб и отобрали ребят для съемок. Затем Сергея пригласили заканчивать съемки “Кочевника”. Бодров приехал к нам в клуб. Я думал, что он ребят хочет выбрать: “Нет, я с тобой хочу переговорить. На что-то экстраординарное денег нет. Надо вытаскивать фильм за счет эпизодических сцен. Хочу, чтобы ты участвовал в центральном бою” (его противником был звездный Марк Дакаскас. – Прим. автора).

Мода на бойцов

– Ваши ученики тоже востребованы в кино?

– К нам в зал одно время режиссеры часто заглядывали, у ребят между собой даже соперничество возникло: кого возьмут? Приезжал Али Хамраев, режиссер, который еще при Союзе прославился, потом Эльдор Уразбаев выбирал ребят для съемок, а Гульшат Омарова для двух картин – “Шизы” и “Баксы”. У нас 500 человек тренируются – все они подготовленные, подвижные.

– В фильме “Баксы” вы играли бизнесмена. Тоже участвовали в кастинге?

– После “Султана Бейбарса” никакие кастинги я уже не прохожу (смеется). Скажем так, почву для этого фильма подготовил Бодров-старший. Он с Гульшат хотел, чтобы я там снялся. Сказали, что видят меня в одной из ролей. Они были готовы подстраиваться под мой график, я улетал со своими ребятами на соревнования – они ждали.

– Участие в каком фильме вам доставило наибольшее удовольствие?

– Первый фильм “Султан Бейбарс” остается для меня самым-самым. Приятно, что я причастен к этой картине. Этот фильм вошел в историю.

Марина ХЕГАЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)

Загрузка...