Опубликовано: 3158

Ходить строем не стоит

Ходить строем не стоит

Новаторство и традиции, критика и современная драматургия – такие темы волнуют сегодня театральных деятелей. Практикум для режиссеров и актеров собрал в Алматы профессионалов этой сферы со всего Казахстана. 

На трехдневной встрече присутствовали директора, художественные руководители и главные режиссеры театров Казахстана, а также студенты Национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Гостями практикума стали главный редактор российского журнала “Театральная жизнь” Олег ПИВОВАРОВ и театровед, режиссер Александр СМОЛЬЯКОВ, который рассказал “Каравану” о роли театра в современном обществе и актуальных тенденциях:

– Сейчас постоянно ведутся споры о том, что есть традиции и новаторство, и в каких они соотношениях находятся. Также мы спорим о роли театральной критики. При этом для практикума нужно было выбрать темы, максимально общие и для России, и для Казахстана.

– Можно ли говорить о том, что в рамках постсоветского пространства мы движемся в одном направлении?

– Для искусства не очень хорошо идти в одном направлении. Когда военные ходят в ногу – отлично, а художникам ходить строем не стоит. Мне показалось, что в Алматы есть интерес театральных деятелей двигаться дальше. Мы видим хорошо оснащенные сцены, неплохую наполняемость зала. Казалось бы, что еще нужно?! Но руководители трупп ищут что-то новое, им интересно мнение со стороны, они пытаются извлечь полезное из диалогов.

– Новаторство – нужный элемент для театра?

– Думаю, да. Но не нужно воспринимать его однобоко, потому что в 80–90-е годы появилось мнение, что новаторский спектакль – это тот, который играется в темной комнате на десять зрителей. Сегодня, наверное, если сделать постановку в абсолютно реалистической манере, с тонко прописанным бытом, с филигранными психологическими движениями героев, на полутонах, может быть, именно это будет новаторством. Новое – это хорошо забытое старое, не мы это придумали. Другое дело, что театр – это искусство сего дня, и оно обречено на то, чтобы постоянно быть современным. Степень новаторства каждый художник определяет сам, и самое интересное – сделать то, что до тебя никто не делал.

– Какова, по-вашему, роль театра в современном мире?

– Я уверен, что театр – это место, где люди могут общаться друг с другом на очень серьезные и важные темы. Сложно сегодня представить спектакль, который изменил бы мир, общество. Но я знаю конкретные примеры, когда спектакль менял отдельных людей, их поведение, профессию, судьбы. Ради таких моментов театр и существует, и тут его роль сложно переоценить.

 

Загрузка...