Опубликовано: 1700

Казахстанские общественники назвали две главные проблемы Кашагана: экология и коррупция

Казахстанские общественники назвали две главные проблемы Кашагана: экология и коррупция

Общественность Прикаспия подозревает ряд компаний в подтасовке сведений об экологическом состоянии на шельфе в казахстанской части Каспийского моря.

Главные требования Международной инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО), к которой присоединился Казахстан, связаны с вопросами открытости и прозрачности при отчетах компаний и подрядчиков перед государством и обществом. Директор общественного объединения “БатысЭко Коргау” Кали АУБЕКЕРОВ и общественный эколог Махамбет ХАКИМОВ убеждены в возможной коррупции в некоторых компаниях, связанных с проектом Кашаган.

– В Прикаспии проблема – экология и коррупция – мало исследована, особенно в вопросах коррупции у подрядчиков по нефтяным проектам, приводящих к экологической безответственности. Именно экологическая составляющая этой проблемы более всего беспокоит при нефтяных операциях в казахстанском секторе Каспийского моря, – поделился Кали Аубекеров.

Показывая пухлую папку с ответами из различных инстанций, “не устающий копать под нефтяные компании” аксакал Кали Аубекеров предполагает, что если молчать, то однажды может возникнуть угроза гибели всего живого на море. Например, из-за подтасовки некоторыми подрядчиками сведений по ПДК (предельно допустимая концентрация) вредных веществ и прочей недостоверной информации по экологическому состоянию и его мониторингу в казахстанском секторе Каспийского моря в конечном итоге всему живому будет ой как несладко. Да, общественники настойчиво доказывают искажения при исследованиях показателей, которые некоторые подрядчики округляют до допустимых пределов ПДК.

Как уверяет спикер, потом эти искаженные сведения фигурируют в официальной информации, тексте отчетов, в их “научно-академических” фотографиях и книжках, что вводит всех в заблуждение о якобы экологическом благополучии при нефтяных работах на море. А последствия подобных искажений и неблагополучия в казахстанском секторе Каспийского моря в итоге несут угрозу экологической безопасности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

На одной из пресс-конференций в Жайык-Каспийском Орхусском центре поднимался вопрос о том, что казахстанское природоохранное законодательство по промышленной деятельности в особо охраняемых природных территориях достаточно значительного уровня, но вот его выполнение не на том же уровне. Нередко отсутствуют эффективные механизмы для их реализации.

– Под коррупцией многие подразумевают взятки в виде пачек денег, однако все намного сложнее. Здесь главная мораль в том, что для любого коррупционера не имеет особого значения, какова экономическая обстановка в стране: жирные или худые времена или мировые цены на нефть – большие или маленькие. Это их не волнует, и они воруют средства у родного сообщества и у своей страны! А степень их коррупционной наглости зависит не от того, сколько денег в экономике данного “сырьевого проекта”, а, скорее, от того, имеется ли публичный контроль за их использованием, – убежден Кали Аубекеров.

Представители общественности считают, что при отчетах компаний и подрядчиков перед государством и обществом лучшее средство борьбы с экологической коррупцией должно быть связано с применением требований открытости и прозрачности к компаниям-заказчикам и их подрядчикам. В открытом диалоге с обществом, особенно по жалобам на деятельность природопользователей, должны быть независимые сотрудники, нанятые компанией, а не подрядчиком. Компаниям-заказчикам, их подрядчикам и субподрядчикам лучше всего заранее и четко распределить ответственность между ними, однозначно определив это в официальных документах. Это помогало бы представителям государственных и общественных структур следить за выполнением их же обязательств.

На недавних общественных слушаниях оператора Северо-Каспийского проекта – компании NCOC Кали Аубекеров сделал неожиданное заявление об отсутствии у компаний, занимающихся экологическим мониторингом по Кашаганскому проекту, необходимых аккредитаций, а значит, о “фальшивых исследованиях”. При этом показывая копии ответов из государственных экологических органов Атырауской области. В свою очередь представители компании NCOC доказывали, что на проводимые работы все необходимые разрешения у подрядчиков имеются, тем не менее займутся детальным выяснением.

Атырау

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи