Опубликовано: 24422

Казахский для лентяев

Казахский для лентяев

Можно ли выучить язык быстро и без особых усилий?Экономист по образованию, писатель по призванию, алматинец Ержан ОРЫМБЕТОВ самостоятельно освоил десять иностранных языков. В помощь всем, кто изучает казахский язык, изобрел методику и назвал ее “Казахский для лентяев”. Пособием уже заинтересовались в Министерстве культуры и информации.Любовь раскладывать школьные предметы, так сказать, “по полочкам”, у Ержана

Орымбетова в крови: он обожает математические головоломки, играет в шахматы, отлично разбирается в физике, химии, астрономии. Считает, в любом языке – казахском, английском – или предметах астрономии, географии – всегда можно вывести систему, как легче запоминать материал.

– В школе я был ленивым и мечтал об универсальном учебнике, чтобы он был написан легко, понятно, без лишней “воды”, которая в жизни не нужна, – рассказывает автор. – Как-то один из ученых сказал, что в древности люди общались короткими фразами. Я тут же открыл учебник по английскому языку, посмотрел основные фразы, они – короткие. Стал дальше “копать”. Понял – здесь есть своя система. Как выяснилось, достаточно знать основные слова, чтобы общаться, слушать новости, например. Когда выложил в соцсетях пособие “Английский для лентяев”, получил сотни откликов, в том числе от учителей. Тогда решил разобрать “по полочкам” и казахский язык. Понимаю, до меня его изучали многие авторы, написаны сотни книг. Но у меня – собственное видение, как легче и удобнее учить язык. Так родилась методика “Казахский для лентяев”.

Система на букву “С”

Свой труд Ержан Орымбетов отправил в Министерство культуры и информации. Признается, даже не ожидал, что через пару дней ему позвонят из министерства, ведь название пособия далеко от привычного “канцелярского” языка чиновников:

– Меня попросили распечатать и отправить дополнительные материалы для передачи на экспертный совет, который пройдет в Астане.

Интересуюсь: в чем же суть методики?

– Я долго думал: чем заинтересовать учеников? И решил перед каждым текстом давать интересную информацию, такую, чтобы не отвлекала от основной темы – изучения языка, – продолжает Ержан Орымбетов. – Например, что известный химик Дмитрий Менделеев в школе имел тройку по химии, но это не помешало ему создать знаменитую таблицу. Ученик должен понимать, что, даже если он троечник, у него все получится. В том числе выучить язык.

Я заметил: легче запоминать слова, когда они сгруппированы по какому-то признаку. Эффективность выше в три-четыре раза. В казахском языке тоже прослеживаются системы. Возьмем, к примеру, жидкие продукты. Их можно сгруппировать на букву “с”: сорпа, сыра, су, сут, сусын. Чтобы процесс пошел быстрее, можно составлять короткие предложения из двух, потом трех слов. Легче учить, когда есть комбинации с прилагательными на букву “с”: салкын сусын (прохладный напиток), суйык сорпа (жидкий суп), суык су (холодная вода) и так далее.

Постепенно я понял, что систему можно приобщить к основным темам. Закрепить материал можно общими фразами на букву “с”: салем, сау бол и так далее.

Еке – ене, кантар – ак кар

Как быстро выучить цифры? Автор методики уверен: легче учить цифры, когда они созвучны с прилагательными, например: еке – ене, уш – аш и так далее.

Названия месяцев откладываются в голове, если составлять визуальный образ. С чем ассоциируется январь? Конечно, с белым снегом. Запомнить название месяца – кантар – легче, если к нему добавить – ак кар (белый снег). Соответственно акпан – буран, желтоксан – мейрам…

В отдельные группы автор предлагает выделить природу, родственников, знакомых, различные явления. Все они объединяются по какому-то признаку. Так, большинство вопросов в казахском языке начинаются на букву “к” (калай, канша, кандай, кашан, кым?). Слова, обозначающие работу, обычно оканчиваются на букву “с”: жумыс (работа), табыс (прибыль), дагдарыс (кризис), ондирис (производство) и другие. Слова, обозначающие родственников, чаще состоят из трех букв: ана, апа, ата, ага, ене, кыз… Как и большинство тех, что обозначают части тела: бас (голова), бет (лицо), шаш (волосы) и так далее. И таких словарных групп много!

– При изучении языков я никогда не учил все подряд, а только то, что нужно для общения, – раскрывает секрет Ержан. – Вначале учил слова, потом составлял словосочетания, после – предложения из трех, затем четырех слов. Параллельно осваивал грамматику. И получилось! Однажды на переговорах даже выступал переводчиком с испанского языка.

Я попробовала по методике Ержана запомнить месяцы. Действительно, с ассоциативным рядом получилось быстрее плюс еще запомнила 12 слов.

500 слов за месяц

“Учу-учу казахские слова, выражения, а на другой день уже из головы все вылетает, слова путаются”, – жалуется одна моя знакомая, посещающая курсы казахского языка уже несколько месяцев. Говорит, желание выучить – огромное, но вот не вмещает ее “компьютер” по 10–15 слов за урок.

– Дело в том, что человек индивидуально воспринимает и запоминает тот или иной язык, – говорит Ержан Орымбетов. – Преподаватель должен чувствовать каждого ученика и подходить к нему индивидуально, даже если занятия проводятся в группе. Как-то меня попросили за месяц обучить группу английскому языку. Была готовая программа, которую я должен был прочитать. В душе чувствовал – не пойдет. Тогда я распечатал все слова, и мы начали заниматься по системному признаку. Заметил: за 15 минут можно повторить с аудиторией 400–500 слов. Я говорил на русском, а аудитория мне отвечала на английском, потом наоборот. Наблюдал: кто говорит, не глядя в учебник, кто молчит. Я всегда делил группу на тех, кто с ходу все усваивает, и тех, кто “долго запрягает, но быстро идет”. После уроков давал студентам дополнительный материал. Через месяц они знали до 500 слов!

“Методики проверяю на детях”

В планах нашего собеседника – облегчить программу казахстанских школьников и составить более короткие методики изучения математики, физики, астрономии и других предметов.

– Я сделал несколько открытий по астрономии, географии, открыл много новых формул по химии, математике и давно заметил: более сложные формы всегда можно разложить на более простые, – открывает секрет автор. – Свои методики проверяю на детях. Если вижу, что до них доходит быстрее, им это интересно, значит, работаю в нужном направлении.

А может, и правда стоит обращать внимание на более упрощенные методики изучения казахского языка? Вот в учебнике моего сына за 4-й класс есть слова, выражения для изучения, которые даже взрослые в разговорной речи употребляют нечасто. Например, “надменный”, “веет легким ветерком”, “величие”, “наследие”. Бесспорно, их знать нужно. Но куда полезнее для ребенка научиться сначала обычным словам и выражениям, используемым в быту, – попросить ложку, спросить дорогу, грамотно обращаться к старшим…

Ликбез у плиты

Специально для тех, кто собирается пойти на курсы казахского, мы решили узнать мнение эксперта: как лучше усваивается материал – на групповых занятиях или индивидуально?

– Грамотный преподаватель с первого урока заметит, как студенту комфортнее и перспективнее заниматься, – говорит Ержан Орымбетов. – Все зависит от поставленных целей и финансов. Можно заниматься индивидуально, а полученные знания потом отрабатывать на практике, например, с коллегой или другом. Обязательно смотрите новости на казахском языке. Чтобы понимать, о чем речь, выпишите из словаря основные слова политического, экономического характера – 30–40 слов. Когда будете слушать новости, уже поймете, о чем идет речь. А другие слова будут автоматически цепляться к тем, которые вы знаете.

– Часто преподаватели рекомендуют изучающим язык развесить стикеры с казахскими словами на стенах, мебели, дверях дома, в офисе…

– Листок со словами можно повесить у кухонной плиты, возле зеркала, над телевизором – кому как удобно. Полезно проговаривать на казахском свои действия, например, вы открыли дверь, повторите, что сделали, на казахском, чтобы дошло до автоматизма. Старайтесь дома произносить слова, составлять выражения, даже если плохо знаете грамматику. Со временем и это придет. При таком подходе время будет работать на вас!

Алматы

Загрузка...