Опубликовано: 1094

Катком – по сельчанам

Строительство автомагистрали Западный Китай – Западная Европа прошлось катком по интересам крестьянских хозяйств в Жамбылской области. Это признал даже заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Нурланбек УМИРБАЕВ.

Благое дело – международный транзитный коридор – оказалось тупиком для землепользователей, чьи участки изъяты под автобан. Но помимо интересов крестьян (требующих достойной оценки земли, полива сельхозугодий и т. д.) остро стоит вопрос вырубки лесополос – это автоматически приведет к ветровой эрозии почвы.

Официальные лица, будьте людьми

Накал страстей достиг апогея. Его можно было бы избежать, если бы ГУ “Жамбылский областной департамент Комитета автомобильных дорог” на все жалобы и претензии, высказываемые с начала строительства дороги, реагировало сразу и учитывало интересы крестьян.

На встрече с Нурланбеком Умирбаевым и представителем Азиатского банка развития, финансирующего проект, Манзуром Рехманом одним из самых острых был вопрос “несвоевременного отбития границ отчужденных земель”. Сельчане бьют тревогу с начала посевного сезона, не зная, где их земля, а где казенная. Не помогли и многочисленные жалобы в Комитет автомобильных дорог, департамент автодорог и местные акиматы…

Никто из землевладельцев не против строительства дороги – дело нужное. Однако их возмущает поистине пренебрежительное отношение к людям со стороны официальных лиц. Ни глава крестьянского хозяйства, 70-летняя Вероника Путикова, ни бизнесмен Максут Абдрахманов, ни сельчанин Ерден Калибеков договоров в глаза не видели, оценщиков их земельных участков – тоже. Откуда взялись расценки, из каких источников – неизвестно. Например, Максут Абдрахманов взял многомиллионный кредит для постройки гостиничного комплекса. Некоторые капитальные постройки возведены, а земля теперь уходит под дорогу. Учет же упущенной выгоды в оценку включен не был. Ердена Калибекова волнует то, что теперь по “крутой” дороге вряд ли возможен проезд гусеничного транспорта – тракторов. А ведь автобан делит его поле надвое.

Бездействие или коррупция?

Протяженность автодороги Западная Европа – Западный Казахстан по Жамбылской области – 426,9 км. Сколько деревьев ушли под топор дровосека? Нурланбек Умирбаев обещает, что в бюджет 2011 года будут включены компенсации – вместо одного срубленного посадят три молодых саженца, а в бюджет области только за вырубку деревьев перечислено 88,6 млн. тенге. Также заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Минавтотранспорта заверил, что на суде чиновники будут отстаивать интересы крестьян – если их претензии будут обоснованными.

Отметим, что вопрос размера компенсации задевает интересы всех землепользователей и должен рассматриваться по всему транзитному коридору. Грубейшие же нарушения прав землепользователей поневоле закладывают в головы людей мысли о чиновничьей коррупции.

Сауле СЕЙДАХМЕТОВА, Тараз

Загрузка...