Опубликовано: 3000

Какие акиматы и министерства больше всего скрывают данные о своих тратах

Какие акиматы и министерства больше всего скрывают данные о своих тратах

Общественные организации намерены получить от государства право контролировать его расходы.

Сначала на самом простом уровне: наблюдать в формате гражданского бюджета. Такой контроль позволит подготовиться к введению местного самоуправления в 2020 году.

Закон обязывает государственные органы размещать на интернет-ресурсах информацию о бюджетных доходах и расходах, но, несмотря на декларирование, открытость этой информации находится на низком уровне.

– Не все акиматы размещают годовые отчеты. Сейчас проект годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год размещен только на сайте акимата ВКО. 11 из 16 акиматов не опубликовали даже отчеты за 2015 год, – рассказала о результатах исследования директор ОО “Центр поддержки правовых и экономических реформ” Асель КРЫКБАЕВА. – Утвержденные бюджеты на 2017–2019 годы размещены только на сайтах акимата Атырауской и Карагандинской областей. Сайты акиматов Алматы и Астаны содержат очень низкий объем бюджетной информации, отсутствуют актуальные утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении.

Примерно такая же картина и по сайтам центральных государственных органов. Из 17 сайтов министерств на трех вообще отсутствует бюджетная информация в каком-либо виде. Половина министерств опубликовали свои бюджеты на 2017–2019 годы. Остальные размещают информацию не в полном объеме, беспорядочно, непонятно откуда взятую и для кого подготовленную. Конечно, такая информация трудно воспринимается.

На этом фоне самым продвинутым оказалось министерство финансов. Оно предоставляет свои цифры практически полностью. И, главное, в удобоваримом виде. На его сайте статистические данные публикуются и обновляются регулярно. А гражданский бюджет представлен в виде инфографики, подобно тем, что использует пресса.

Километры роста

Гражданский бюджет – это форма отчета власти за полученные и использованные деньги. Но цифры в бюджете пугают большинство населения. Когда у тебя зарплата в 100 тысяч тенге, очень трудно понять чиновника, который оперирует даже не миллионами, а триллионами. И наоборот: госслужащие на самом деле могут работать “не покладая живота своего”, но результата – ноль. Часто чиновники живут в нереальном мире. Эта особенность бюрократии характерна для всех стран мира. Не только для Казахстана. Поэтому нужен контроль со стороны общества.

– Цель всей этой работы – изменить отношение граждан страны к работе местных властей и использованию бюджетных средств. На самом деле деньги бюджета – это дороги, школы, заводы, дамбы, больницы. Которые нужно строить на эти самые миллионы и миллиарды. В итоге должно улучшаться качество нашей жизни. Но здесь сидит еще одна проблема. Правительство и акиматы используют индикаторы развития. Построили школу – отчитались за тысячу учебных мест. Построили дорогу – отчитались за километры. Для чиновников это удобно. На самом деле за школой стоит будущее тысячи детей, а за дорогой – рост экономики в регионе. Вот это реальные результаты бюджетных инвестиций, – уверена Асель Крыкбаева. – Но именно про это забывают чиновники.

Четыре этапа до идеала

Информирование граждан – первый этап всей работы по формированию гражданского бюджета. Так подспудно НПО намерены формировать ответственность у граждан и за государственные деньги.

На втором этапе общественные организации предлагают допустить население к процессу принятия решений. Как сейчас проходят встречи акима с населением? Чаще всего раз в год, когда он отчитывается за свою работу в прошлом году. Он читает написанный доклад, сообщает, что запланировали сделать в будущем году, отвечает на вопросы и уходит. А должно быть немного более живописно: акимат готовит презентацию проектов на первоначальном этапе, затем получает предложения от населения, обрабатывает их и только после этого принимает решение. Тогда не построят никому не нужный мост, а деньги пустят на более насущные нужды, от которых пользу получит большее количество людей.

Третий этап – дискуссия. Формально население получает право критиковать проекты, вносить свои предложения, отстаивать их, предлагать собственные проекты, куда можно потратить деньги.

Судя по всему, НПО сегодня об этом этапе не думают, так как до него нам еще расти и расти. Здесь власти придется серьезно урезать свои права, что пока нереально. И менять систему работы. То есть отказываться от индикаторов, а переходить к работе по комплексным показателям развития и качества жизни общества. Тогда уже не возьмешь цифры с потолка, который уже оплевали другие. И главное, у гражданского общества, получившего столько влияния, неизбежно возникнет мысль о внедрении партисипативного (от англ. participant – участ­ник) бюджета на уровне бюджета области и ниже.

Такая система активно действует в Западной Европе. В Германии, например, депутаты крайстага – местного маслихата – могут предложить строительство дороги от райцентра до села. Но жители района большинством голосом решают направить свободные деньги на строительство детского сада. И ландрат – аким района – принимает сторону жителей. Это уже четвертый этап развития гражданского бюджета. Но пока лишь в идеале.

Рано или поздно Казахстан придет примерно к такой модели самоуправления, уверена Асель Крыкбаева. Постановка конкретных целей и общественный контроль – меры, способные повысить эффективность расходования бюджетных средств. Особенно когда не хватает бюджетных доходов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи