Опубликовано: 2400

Как заставить монополиста вести себя честно

Как заставить монополиста вести себя честно Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Поселилась у нас в доме прелюбопытная особа. И за границей она работала, и родители у нее ученые, и законы знает. К нашему, старожилов, удивлению, первое, что она сделала после ремонта, стала строить "наше местное зло" – председателя КСК, иначе говоря.

За что и как она это делала – история, которая еще ждет своего рассказа, но вот особенно новая соседка порадовала меня своим отношением к правам, она их не только хорошо знает, но еще и понуждает всяких там хапуг их соблюдать. Кто-то, возможно, ждет, что в этом месте повествования мною будет сказано что-нибудь банальное, типа: вот когда таких станет больше, тогда мы заживем. Но делает он это зря, еще раз повторю: каждый из нас может хорошо зажить в своей отдельно взятой жизни, не дожидаясь перемен массового сознания. И для этого сегодня мы с вами разберем еще один презанятнейший документ, называется он Закон “О естественных монополиях и регулируемых рынках”.

Не имеют права

Согласна, звучит скучно, зато знание того, что в нем написано, гарантирует нам немалые блага. В одном из прошлых номеров я уже поделилась “секретом”, чего не имеют права делать господа монополисты. Поскольку каждый раз нашу газету читают все новые и новые люди, то повторю кратенько – они не имеют права считать конфиденциальной тайной, а значит, обязаны нам рассказать информацию, “содержащуюся в тарифной смете; о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг и механизме взимания платы, приобретении и установке приборов учета регулируемых коммунальных услуг; о предоставляемых регулируемых коммунальных услугах (товарах, работах)” (статья 5, пункт 10). Так что после того, как вы в своем обращении сошлетесь на данную статью, поставщик-коммунальщик уже не отмахнется от вас, а будет вынужден честно сказать, почем прибор покупал, почем вам продавал, и так далее по всем перечисленным пунктам. Но хороша эта статья не только этим, в ней, как оказалось, много чего запрещено делать монополистам.

К примеру, согласно пункту 7, нельзя отключать всех жильцов дома, если кто-то один или несколько из них не платит. Запрещено также навязывать нам, потребителям, дополнительные услуги или взимать с нас дополнительную плату. Но, самое важное, монополистам закон запрещает: “требовать оплаты предоставленных регулируемых услуг (товаров, работ), не соответствующих требованиям к качеству регулируемых услуг (товаров, работ), установленным государственными органами в пределах их компетенции”. Помните, вначале я рассказывала о новой соседке, так вот на основании этого пункта она и принудила тепловые сети вернуть ей деньги за холодные батареи да еще и возместить моральный ущерб.

Что еще нам особо может пригодиться из этой статьи, так это два пункта: по одному монополистам запрещено “взимать плату, превышающую размер, установленный уполномоченным органом”, во втором – навязывать “условия доступа к регулируемым услугам или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей”. Иными словами, заявления типа: мы ваш дом можем подключить только после того, как вы уплатите нам дополнительно столько-то миллионов денег, так как у вас дом не так стоит, по этому закону не проходят. Все должны быть подключены и оплачивать услуги на одинаковых условиях, и район, и нетаковость расположения дома на это влиять не могут.

Они нам должны

Все, что нам господа монополисты должны и обязаны, описано в статье 7 закона.

Начну с конца, с пункта 26: вот прошла зима, и в квитанциях мы увидели, а кое-кто и не увидел почему-то, перерасчет за теплую зиму. Как оказалось, эти деньги мы с вами имеем право получить наличными, что, согласитесь, удобно, если, скажем, решил продать квартиру. По букве закона монополист был обязан нас всех об этом известить: мол, приходите, забирайте свои кровные, но не сделал.

Вот что нам говорит статья 7: “Субъект естественных монополий обязан: 26) возвращать средства от перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха напрямую потребителям либо в случае невозможности установления места нахождения потребителя путем снижения тарифа (цены, ставки сбора) при плате за услуги теплоснабжения в порядке, определяемом уполномоченным органом”. Как видим, нарушение налицо, но и мы теперь не лыком шиты – хотите наличные, пишите заявление поставщику, ссылайтесь на закон и получайте деньги назад.

Любят еще наши монополисты говорить о том, что это мы обязаны устанавливать счетчики. Это так и не так. Закон о естественных монополиях обязывает покупать и устанавливать нам приборы учета самих монополистов, но… если мы сами их об этом попросили: “пункт 9) приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями”. Принудить нас заключать договор никто не имеет права в соответствии с Гражданским кодексом и статьей 10 этого же закона.

Смотрите, как она звучит: “Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе:

1) … требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их”. Где здесь написано, что мы обязаны их установить и купить у поставщика? Предельно понятно написано: мы, собственники, потребовали, и в ответ нам установили, но никак не наоборот, как это происходит сейчас повсеместно с массовой установкой новых приборов учета тепла. Долго останавливаться на этом не будем, говорено нами об этом немало, вот вам еще один весомый аргумент, если вы считаете установку этих счетчиков для вас ненужной. Заявления монопольщиков и ссылка их на статью 11, где говорится: “потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан: 4) иметь приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)”, не должны на вас оказывать никакого действия. Ведь вы не отказываетесь иметь прибор учета, вы отказываетесь от данного прибора учета с характеристиками, ценой и условиями договора, которые вас не устраивают. И имеете на это полное право.

Договоримся – нет?

И в заключение о том, что еще немаловажно знать. В соответствии все с той же статьей 7 поставщик коммунальных услуг обязан заключить два типа договоров: один с КСК, другой с каждым собственником. Слово “обязан” выбрано мною не случайно и означает обязательство монополиста перед нами, потребителями, а не наоборот, как любят преподнести коммунальщики. Мне рассказывали историю, когда тепловики ссылались в суде на то, что они, мол, в 2007 году опубликовали договор в газете “Вечерний Алматы”, поэтому в 2016 году он считается заключенным. Так вот для них и для нас процитирую: “Субъект естественных монополий обязан: 8) заключать в соответствии с типовыми договорами, утвержденными уполномоченным органом, индивидуальные договоры с потребителями на каждый вид предоставляемых регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)”.

Закон, к слову, не ограничивается тем, на что мною было обращено ваше внимание, поэтому полюбопытствуйте, там много полезной информации, например, где искать управу на недобросовестного поставщика, как и за что можно взыскать ущерб и в каких таких публичных слушаниях вы имеете право участвовать. Читайте законы и знайте свои права.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи