Опубликовано: 1936

Как защищают наши кошельки

Как защищают наши кошельки

Щит от нарушений прав потребителей вверен антимонопольному ведомству – Агентству по защите конкуренции. И меч в борьбе с нарушителями также в их руках. И как они этим оружием пользуются?О том, как справляется агентство со своей миссией, доложил депутатам Мажилиса Парламента РК главный антимонопольщик страны Габидулла АБДРАХИМОВ.Как выяснилось, защищают нас от монопольных поползновений на 37 процентов лучше,

чем в прошлом году! А народ, наверное, и не заметил.

Между тем 119 расследований провело ведомство в 2012 году и существенно сократило расходы потребителей.

Наказаны за жадность

Вот несколько примеров. Мобильные операторы ТОО “Кар-Тел” (Beeline) и ТОО “GSM Казахстан” (К’сеll) вынуждены были снизить цены на роуминг в 3 раза, на СМС – в 2 раза. И для подключения уже не 15 тысяч тенге нужно иметь на балансе, а всего 2 МРП, то есть 3236 тенге. ТОО “Кар-Тел” было оштрафовано на 155 миллионов тенге, деньги уже перечислены в бюджет. А вот ТОО “GSM Казахстан” предъявлен штраф в 280 миллионов тенге, и пока идет судебный процесс по оспариванию решения агентства.

Выяснилось, что ТОО “Газпром нефть-Казахстан”, ТОО Delta Energy, ТОО “Эльдорадо-2005”, ТОО “Казахстанская топливная компания”, ТОО “Эридан Инвест” необоснованно повышали оптовые цены на бензин марки АИ-92. Им выставлен штраф на общую сумму 202,4 миллиона тенге.

Завершены расследования в отношении американской группы компании АЭС. В отношении “АЭС Усть-Каменогорская ТЭЦ”, “АЭС Усть-Каменогорская ГЭС”, “АЭС Шульбинская ГЭС” и ТОО “Нурэнергосервис” по факту антиконкурентных согласованных действий. За необоснованное повышение цен на электрическую энергию им выставлен штраф на сумму более 20 миллиардов тенге. Впрочем, компания пытается оспорить решение в международном суде в Лондоне.

Деньги “за свет” – на дивиденды?

В очередной раз агентство пытается умерить аппетиты энергопроизводителей. Мощную проверку организовали вместе с Генпрокуратурой, Министерством индустрии и новых технологий и Агентством по регулированию естественных монополий. Первые выводы: “Электростанции необоснованно направляют высокие объемы финансовых средств, полученных в результате повышения тарифов, на выплату дивидендов учредителям”.

– Отдельные электростанции в 2011 году из-за повышения цен получили прибыль – каждая более чем 2,7 миллиарда тенге, при этом на инвестиции было направлено всего лишь 24,9 миллиона тенге, все остальное, более чем 2 миллиарда тенге (с одной электростанции!) направлено на выплату дивидендов акционерам, – привел шокирующие данные глава агентства.

Мало того, выяснилось, что электростанции включают в тарифы расходы, не связанные с производством электроэнергии. А некоторые вообще хранят средства, полученные в результате повышения тарифов, на депозитах вместо того, чтобы вкладывать в производство.

Дешевле, пообещал глава антимонопольного ведомства, станет и мобильная связь. Снижения агентство добивается путем уменьшения ставок на межоператорские соединения.

Покупатель – вне защиты

Однако по-прежнему самым слабым звеном остается контроль за соблюдением прав потребителей во всех сферах жизни. Мы много писали о том, что казахстанский покупатель и потребитель услуг совершенно беззащитен.

По статье 159 “Обман потребителей” Кодекса об административных правонарушениях привлечены к ответственности в 2010 году семь “субъектов”, в 2011-м – пять, а в этом вообще ни одного. Обмана нет? Да сплошь и рядом! Просто закон не работает.

И это наконец признали. Готовится новый законопроект. Общественные организации предполагают наделить дополнительными полномочиями, а также увеличить штрафы за нарушение прав потребителей.

Астана

Загрузка...