Открытое письмо группы родителей уже отправлено на имя главы государства, Премьер-министра и генерального прокурора. В нем, в частности, говорится:
«Мы, родители детей, больных лейкемией, зараженных в период лечения гепатитом С, взываем о помощи. Наши дети смертельно больны, и мы не можем смотреть на равнодушие тех, кто уполномочен помогать в их спасении».
Карлыгаш БАЙМУХАНОВА, директор общественного фонда «Казахстан-Пана», тоже мать онкобольного ребенка:
– Сегодня здесь собрались матери тех детей, которые в разное время лечились в Институте педиатрии и детской хирургии и получали донорскую кровь. Через несколько месяцев выяснилось, что у многих гепатит. Почему заражаются дети? Что стало источником инфекции – донорская кровь или что-то другое?
Между тем врачи Института педиатрии и детской хирургии и Республиканского центра крови намерены провести собственное расследование.
«Мы проводим тройной контроль забираемой крови, – говорит директор Республиканского центра крови Алик ИСКАКОВ. – У нас стоят тест-системы, которые имеются даже не во всех центрах крови в Америке! Кроме того, все пробы крови мы теперь храним по пять-десять лет. Поэтому каждый случай, по каждому донору мы можем отследить и показать… Я уже отправил своего заместителя в НИИ педиатрии и детской хирургии, чтобы там поднять истории болезни больных детей и разобраться».
В НИИ педиатрии заместитель директора Айман ИМАНБЕТОВА сообщила, что пока никаких комментариев дать не может:
– Директор института в командировке. По его возвращении мы будем проводить свое расследование. Хотя подобные расследования мы проводили уже неоднократно, но никаких нарушений не нашли. Все шприцы и системы для переливания мы используем одноразовые. Компоненты крови мы получаем уже готовые. Родители больных детей утверждают, что уже заражено 90 процентов лечившихся, но пока можно говорить лишь о 15 процентах… Гепатит С, по данным врачей, сегодня можно передать и бытовым путем, ведь никто из родителей не обследован… Те, кто выступал на пресс-конференции, – это родители детей, лечившихся в 2005–2007 годах. По онкологии они совершенно здоровы. А гепатит С можно и нужно лечить. От него не умирают.
Нам бы хотелось понять: если детей не могли заразить ни донорской кровью, ни в лечебных учреждениях, то можно ли все-таки выявить источник заражения? И что по этому поводу думают Министерство здравоохранения и прокуратура?
Жанар КАНАФИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)