Как закалялась Конституция?

Одним из ее разработчиков был доктор юридических наук, академик, директор Научно-исследовательского института государства и права Гайрат САПАРГАЛИЕВ. О том, как писали и дополняли Основной закон страны, он рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.

ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ И ДЕПУТАТСКИЕ СПОРЫ

– Вы были в числе тех, кто участвовал в разработке Конституции 1993 и 1995 годов. О чем спорили? Что брали в основу? Чей опыт пригодился?

– После провозглашения независимости встал вопрос о необходимости поменять Конституцию – потому что возникло новое государство, у которого были свои особенности исторического, национального, политического характера. Рабочая группа и конституционная комиссия, которую возглавлял Президент Нурсултан Назарбаев, изучали Конституцию КазССР и конституции других государств, особенно передовых стран Запада: США, Германии, Франции. Нужно было найти подходящие положения из основных законов других стран, но в то же время создать новый закон, чтобы он не выглядел копией.

Что касается, например, прав и свобод граждан, то лучше, чем это описано в Конституции Казахской ССР 1978 года, невозможно было найти. Там были отрегулированы все права и свободы граждан. Но с переходом к новому строю, к приватизации, рыночным отношениям появились и явления, которые не были присущи социализму.

В нашей Конституции провозглашается защита в равной степени государственной и частной собственности и в то же время указывается на то, что собственность обязывает.

Это до сих пор не понимают или не хотят понять собственники. Ты не просто должен платить налоги, но и несешь ответственность за тех, у кого этой собственности нет. Ты должен оказывать помощь социально уязвимым слоям населения. Такая формулировка встречается в Конституции Германии. У нас она тоже есть.

При разработке первой Конституции встал вопрос о структуре Верховного Совета. Он был цельным органом. Теперь целесообразно было разделить Верховный Совет на палаты. Потому что при разработке законов нужен другой, контролирующий орган, другая палата… Но большинство депутатов Верховного Совета привыкли к советскому образу жизни, они не были готовы к двухпалатной системе Парламента. Однако вскоре же выяснилось, что Конституция не работает. Не прошло и девяти месяцев, как в декабре 1993 года депутаты сами подняли вопрос о необходимости ее пересмотра.

Для этого они даже решили принять радикальные меры – распустить Верховный Совет. И временно предоставить законодательные полномочия Президенту. Это время затянулось на целых два года! Получилось, что Верховный Совет, который не подчинялся Президенту, сам добровольно принял закон о делегировании ему законодательных полномочий.

О РОСПУСКЕ ПАРЛАМЕНТА И РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗАКОНОВ

– Сколько раз в Конституцию вносились изменения?

– Конституция 1993 года приказала долго жить в 1995 году. Она перестала действовать. И Президент начал издавать законы и указы. Так продолжалось до выборов в Верховный Совет. Выборы прошли. Но тут Татьяна Квятковская подняла вопрос о том, что выборы в Медеуском районе Алматы прошли незаконно. Конституционный суд начал рассматривать ее заявление и признал все выборы незаконными. По этому поводу поэт Олжас Сулейменов даже придумал каламбур: “Если в России парламент разогнали с помощью танков, то у нас хватило одной только Таньки”.

После роспуска Парламента в марте 1995 года встал вопрос о пересмотре Конституции. Потому что Конституция не давала ответа по вопросам государственного переустройства. Это вопросы о форме правления, о Парламенте, о полномочиях правительства, о переустройстве экономики…

Президент созвал рабочую группу. Теперь уже решались вопросы о двухпалатной структуре Парламента, о необходимости реорганизаций и экономической сфере и многие другие. Конституция была принята 30 августа на всенародном референдуме.

Президент постоянно следил за работоспособностью Конституции, чтобы она отвечала на вновь возникающие государствообразующие проблемы. В связи с этим глава государства предложил в октябре 1998 года внесение изменений и дополнений в Конституцию.

Президент также создал общественные комиссии, которые вносили бы определенные изменения в Конституцию, они были постоянно действующими. Встала необходимость обобщения, подведения итогов.

16 мая 2007 года Президент выступил с докладом о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Парламент обсудил их, и 21 мая 2007 года был принят закон. Было внесено более 50 изменений и дополнений.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

– Президент как-то говорил о том, что Конституция не исчерпала всех своих возможностей. Что он имел в виду?

– Он имел в виду основные положения Конституции. Ссылаясь на них, можно принимать законы, можно выполнять законы, реализовывать права, свободы и обязанности граждан, с ее помощью можно определять полномочия органов, ратифицировать международные договоры…

– При подготовке Конституции использовались законы степной демократии?

– Сборник законов “Жети жаргы”, нормы бытового права и так далее – все они касались в основном решения гражданских и уголовных вопросов. К вопросам государственного устройства они не имели отношения.

Кроме того, они относились к другой эпохе, которая характеризуется феодальными отношениями. Некоторые ораторы сегодня в пылу красноречия говорят, что нормы степной демократии положили начало нашей современной казахстанской демократии. Какая это демократия, когда узкая группа лиц в окружении хана, только бии и султаны могли избирать хана?

Жанар КАНАФИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)