Опубликовано: 1011

Как я был диджеем

Как я был диджеем

Дилетантство как принцип развития казахстанского шоу-бизнеса. Музыкальному обозревателю нашей газеты, который в жизни не стоял за диджейским пультом, удалось отыграть свой первый сет и даже получить за это деньги.

“Сегодня модно быть диджеем”, – спела группа “Ундервуд” в звуковой дорожке к фильму “Питер FM”. И действительно, я все чаще слышу, что множество моих знакомых становятся диджеями. Они покупают какое-то неведомое оборудование, едут учиться в Москву в специальные школы (есть и такие), скачивают треки, делают миксы...

Как говорил мне некогда динозавр российского клубного движения DJ Suhov, это в прошлом веке диджеинг считался приложением к барной стойке. Теперь известные диджеи гастролируют наравне с самыми раскрученными артистами и собирают кассу. За пару десятилетий диджей прошел путь от “музыкального официанта” до персоны уровня рок-звезды. Вместе с развитием индустрии развлечений в Алматы и вообще в стране спрос на людей, которые могут профессионально ставить музыку, до недавнего времени увеличивался. Пресловутый кризис, конечно, охладил пыл и в этой сфере, но это временно.

Долгие годы я занимался музыкой как исполнитель, кроме того, следил за новостями в танцевальной музыке, но о практике диджея и речи не было. Хотя, помнится, еще в юности я представлял себя стоящим за “вертушками”. Это сейчас все переходят на компакт-диски и (о, боже!) игру с компьютера, но тогда, в 90-е, все настоящие диджеи играли музыку с виниловых проигрывателей. До сих пор у меня в памяти волнующая терминология для избранных: “вертаки”, “пласты”, “слипмат”, “питч”.

Однако отыграть свой первый сет мне довелось только на прошлой неделе: одно модное заведение инициировало акцию “Игры дилетантов”. Ее суть сводится к тому, что за диджейский пульт становятся люди, которые любят хорошую музыку, разбираются в ней, но при этом не являются профессиональными диск-жокеями. Первыми экзамен держали алматинские музыкальные и, скажем так, “околомузыкальные” обозреватели.

Мои новые “работодатели” в выборе музыки не ограничивали. Нужно было проигрывать свои любимые композиции, но так, чтобы они не выбивались из формата заведения, куда люди в основном приходят выпить кофе и что-нибудь откушать. Так что пришлось отказаться от столь уважаемых мною артистов, как, к примеру, “Ленинград”, Rammstein, Клод Дебюсси и Дмитрий Хворостовский.

Для непосвященных в двух словах передам суть работы диджея. Есть два проигрывателя, микшерский пульт, благодаря которому можно выводить в эфир музыку то с одного плеера, то с другого, и наушники, с чьей помощью можно подготавливать каждый новый трек к воспроизведению – отслушиваешь, подстраиваешь по уровню громкости, подгоняешь по темпу и т.п.

Как можно понять, профессиональные проигрыватели существенно отличаются от того, что мы имеем у себя дома. Например, на “пионерах” (популярная марка диджейского оборудования Pioneer) я не обнаружил привычной кнопки Stop, к большущей кнопке Play/Pause прилагался не менее огромный и столь же подозрительный Cue. Что-то мигало, вращалось, и со всем этим мне надо было как-то продержаться час…

Надо признать, что среди всех участников “Игр дилетантов” главным дилетантом оказался я. Обозреватель журнала Timeout Жанна Прашкевич и редактор собственного блога Андрей Съедин уже имели какой-никакой опыт диджейских выступлений. У меня же было всего 15 минут до начала мероприятия, чтобы ознакомиться с непривычным набором кнопок, ручек и слайдеров (бегунков). С ужасом я понял, что ничего не запомнил…

Начал я свое “выступление” с разных подвидов джаза, перешел к регги и альтернативному хип-хопу, диско и этнике, а финишировал произведениями казахстанских музыкантов, как-то: Magic of Nomads и “Орда”.

Не без гордости могу констатировать, что с главной задачей на этот вечер – не перепутать с перепугу Play и Cue и отыграть без пауз – справиться удалось. Куда хуже дело обстояло с другими основными диджейскими навыками: сводить или миксовать композиции (то есть делать так, чтобы одна вещь переходила в другую незаметно – “бит в бит”), “высчитывать квадраты”, “делать лупы”, накладывать эффекты.

Отдавая себе отчет в том, что это не был лучший сет в мире (хотя для меня он максимально приближен к идеалу), замечу, что данный опыт оказался очень познавательным и даже возбуждающим – ведь каждую ночь, начиная за две недели до выступления, я ложился спать с мыслями, что буду играть!

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Загрузка...