Опубликовано: 1605

Как отстоять свои права в КСК: пошаговая инструкция

Как отстоять свои права в КСК: пошаговая инструкция Фото - Тахир САСЫКОВ

Самое популярное в народе изречение последних лет: навязали нам эти КСК, а сами в сторону. Молодежь сейчас уже вряд ли знает, а люди постарше вряд ли вспомнят имя Татьяны Квятковской, автора этих реформ – чтоб ей жилось в Германии хорошо – но делать с этим что-то надо.

Помимо способов и средств, о которых мы уже довольно подробно писали в предыдущих номерах “КАРАВАНА”, в нашем арсенале имеется еще один “дробовик” по отстрелу воришек и разгильдяев из председательского корпуса – это жилищная инспекция. Как и любым другим оружием, этим тоже нужно уметь пользоваться, поэтому прежде всего обращаем наши взоры на “Типовое положение о жилищной инспекции”.

Для деловой переписки и суда важно знать, что утверждено оно приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 241. Чем интересен нам сей документ: в нем государство прописало, что должны и чего не должны делать жилищные инспектора.

Начнем с того, что подчиняются они только акиму, при этом являются независимым юридическим лицом и имеют полномочия налагать административные взыскания на должностных лиц КСК. Пункт 12 положения и вовсе вселяет надежду на лучшую нашу с вами жизнь: “Основной функцией жилищной инспекции является проведение проверки должностными лицами деятельности субъектов кондоминиума”. Иначе говоря, жилищная инспекция не сможет отказать в проведении проверки, если вы туда обратитесь.

Кому данная служба прежде всего в помощь: тем, у кого дома находятся в аварийном состоянии либо имеется угроза разрушения фундамента, кровли, лестничных проемов, инженерных систем и так далее. Правительство вменило им в обязанность проверку технического состояния жилого фонда (пункт 13 положения), так что отвертеться у них не получится.

По замыслу авторов данного документа после получения вашей жалобы жилищный инспектор обязан прийти на объект, обследовать его состояние и определить перечень необходимых работ с обязательным указанием, в какой последовательности они должны быть произведены и в какие сроки.

Все это он оформляет в виде предписания, которое выдается под подпись руководителю КСК и которое тот обязан исполнить. У вас может возникнуть вопрос: а если деньги председатель разворовал и ремонтировать не на что? Не знаю, насколько быстрое это решение и экономически выгодное для собственников, но в этом случае можно попробовать оформить капитальный ремонт по государственной программе модернизации ЖКХ. Минусы и риски там есть, мы о них писали ранее, но кто знает, может быть, это ваш случай и вам он подойдет. К слову, основным фигурантом от государства в данной программе также выступает жилищная инспекция: именно с ней должна быть согласована смета расходов на проведение капитального ремонта, и именно ее сотрудники затем войдут в приемочную комиссию, когда работы будут закончены.

Но вернемся к предписанию, его образец также утвержден правительством, оно обязательно к исполнению, контроль за ним также лежит на жилищной инспекции. Нужно сказать, что положение позволяет проверять состояние жилищного фонда не только по звонку-письму, но и в плановом порядке. Алгоритм действий здесь аналогичен, так что и сами не заметите, как у вас в доме жизнь наладится.

Теперь о содержании проверки – она не проходит абы как, государство все предусмотрело или, точнее, почти все, и опять же законодательно утвердило “Проверочный лист”, пункты которого представляют для нас не праздный интерес. Так на что должен обратить внимание жилищный инспектор, явившийся в КСК?

Прежде всего – на наличие протокола о выборе сервисной компании. Здесь нужно пояснить: по задумке реформаторов ЖКХ правление КСК только управляет, а вот обслуживают дома сервисные организации – это у них сантехники, тепловики, инженеры и прочие специалисты, способные наладить жизнь сложного организма под названием многоквартирный дом. На общем собрании собственников квартир (все по Закону “О жилищных отношениях”) большинством голосов утверждается сервисная компания, с коей правление затем подписывает договор на обслуживание. Так вот именно этот протокол первым делом и хотят видеть жилищные инспектора, как, впрочем, и сам договор.

Вторым пунктом в череде их интересов значится проверка наличия текущего расчетного счета в банке на каждый дом, входящий в состав КСК. Далее самое интересное для нас – проверка “наличия расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума”. Вы спросите: а почему это интересно для нас? Да потому, что мало где она есть: основная масса управдомов делают что хотят, когда хотят и облагают собственников какими они хотят поборами. А вот судя по проверочному листу, документик-то преважнейший (!), и нам надо бы его стребовать с горе-управдомов. К слову, сама смета должна быть также одобрена большинством собственников на общем собрании. Если хотя бы в одном из домов проходил капитальный ремонт с привлечением жилищной помощи от государства, то инспектор потребует представить ему смету расходов на эти работы, согласованную с жилищной инспекцией. Ну и, как водится, протоколы общего собрания собственников квартир.

Важно знать, что проверять, имеется ли в правлении КСК финансовый отчет по доходам и расходам и был ли он разослан собственникам квартир, жилищный инспектор станет только при получении им заявления от владельцев квартир, просто так он этого делать не обязан.

Теперь о новых полномочиях жилищной инспекции – не так давно в Административный кодекс были внесены изменения, которые крайне не понравились сообществу председателей. Они даже петицию писали наверх: мол, что это за беспредел такой – нас к ответственности привлекать. Но власти устояли и поправки в кодексе оставили. Хотя мы об этом писали месяц назад, думаю, стоит их повторить: пункт 6 статьи 320 Кодекса РК “Об административных правонарушениях” (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.01.2016 г.) гласит: “Нарушение органом управления объектом кондоминиума сроков представления ежеквартального отчета по управлению объектом кондоминиума влечет предупреждение. П. 7. Действие (бездействие), предусмотренное частями пятой и шестой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на юридических лиц – в размере двадцати месячных расчетных показателей”. Аналогичные наказания предусмотрены в тех случаях (п. 5 ст. 320), если председатель КСК по непонятным причинам тянет с открытием сберегательного счета для перечисления средств на капитальный ремонт. Так вот в случае установления данных фактов именно жилищная инспекция рассматривает данное дело, составляет протокол об административных правонарушениях, а затем направляет документы в прокуратуру для наложения взыскания. Кто знает –  процедура аналогичная той, что существует и в налоговой.

В заключение назову еще один документ, который лежит в основе деятельности и проведения проверок жилищной инспекцией, – это “Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума”. Принят он приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108 и призван служить настольной книгой не только для чиновников, но и председателей КСК. Для нас он интересен тем, что в нем детально расписано, что мы можем делать, а чего нет, за что и кто отвечает, к тому же подобные документы – всегда хороший аргумент в баталиях за наши права.

Алматы

Загрузка...