Опубликовано: 32700

Как обычная SIM-карта может осложнить жизнь простому человеку

Как обычная SIM-карта может осложнить жизнь простому человеку Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Жизнь современного человека сосредоточена в его смартфоне: мобильные банковские приложения, бесконтактная оплата, доступ ко всем аккаунтам в соцсетях и почте. Вы когда-нибудь задумывались о том, чем вся эта цифровизация может обернуться, например, при утере телефона?

Думаешь, что купил номер, а там целая жизнь…

Купила я недавно новую SIM-карту ради выгодного тарифа на мобильный Интернет. И попрощалась со спокойной жизнью. Спустя неделю после покупки стали мне звонить настойчивые ребята из банков и требовать к телефону неизвестного мне мужчину. Выяснилось, что предыдущий владелец SIM-карты набрал кредитов – и испарился. Целый месяц я доказывала по телефону коллекторам, что не знаю, где находится должник, и что их требования вернуть деньги никому передать не смогу и сама платить ничего не буду. На том конце трубки всякий раз извинялись, обещали внести новые данные в свою базу, но через день звонили снова. Я уже думала лично сходить в те банки и написать заявления, чтобы меня перестали беспокоить, но тут звонки прекратились. Надеюсь, предыдущий владелец моего нового номера заплатил по счетам.

У подруги история еще веселее. Был телефонный номер много лет подряд. На нем были зарегистрированы WhatsApp и банковская карта. Но тариф у оператора невыгодный, поэтому со временем она почти полностью перешла на вторую симку в телефоне: ее пополняла, с нее звонила. А первая, как реликвия и любимый номер, просто торчала в телефоне. Но однажды аппарат потерялся.

Пошла она обе SIM-карты восстанавливать, а оператор сотовой связи ей и говорит: “А мы не можем вам тот номер вернуть, гражданка, ибо отключен он у вас был за неуплату и продан другому гражданину”.

Это про тот номер, на который кредитка и мессенджер зарегистрированы. История закончилась хорошо: подруга смогла в банке перерегистрировать приложение на новый номер, а мессенджер из облака почистить и удалить. Но тут скорее счастливая случайность: видимо, номер был куплен для кнопочного телефона, а не для смартфона. На какие новые хитрости идут воры смартфонов и почему обязательная регистрация по IMEI-коду и ИИН не помогает

Интернету известны и более печальные истории.

Недавно в России молодой человек купил новый номер, решил зарегистрироваться в банковском приложении и выяснил, что уже есть привязанный к номеру счет. Да еще и с деньгами.

Обрадовавшись неожиданному подарку, парень начал активно тратить деньги. Но истинная владелица счета траты обнаружила и, естественно, обратилась в полицию. Сейчас молодой человек под следствием, а женщина без денег.

Специалисты советуют завести для мобильного банкинга отдельную SIM-карту, держать в тайне ее номер и собственноручно написать сотовому оператору запрет на выпуск дубликата SIM-карты без личного присутствия владельца.

Спросите оператора

В Казахстане о проблемах, которые может спровоцировать активная цифровизация, пока много не говорят. Но сотовые операторы уже видят возможные опасности. Это и звонки “не по адресу” из банков и от страховых агентов, и возможный доступ к банковским счетам.

– Проблема, безусловно, существует. У нее здесь две причины. Одна в том, что люди покупают SIM-карты у незарегистрированных дилеров, не проходят до конца процедуру регистрации. Другая – что финансовые и государственные институты не сотрудничают с сотовыми операторами. Мы с госорганами и Нацбанком уже обсуждали ее и предложили свой вариант решения. Одна из возможных мер – удаленная идентификация владельцев SIM-карт. Плюс ко всему – мы уже сейчас можем обеспечивать важной информацией различные финансовые институты. К примеру, мы можем точно сообщить, была ли смена владельца на том или ином номере.

Сейчас человек приобретает SIM-карту, а в довесок к ней – неоплаченные банковские счета, квитанции за комуслуги, звонки от страховщиков автомобилей и так далее.

Их можно понять: номер привязан к определенному человеку, они это видят в базе. Предлагаем, чтобы госорганы, банки и страховщики могли видеть, что абонент сменился, и не беспокоили его звонками. Пока конкретного ответа мы не получили, но общее понимание того, что проблему надо решать, есть у всех, – говорит директор по коммуникациям “Beeline Казахстан” Алексей БЕНДЗЬ.

Чтобы стимулировать людей лучше следить за сохранностью своих номеров, сотовый оператор предлагает активнее развивать механизмы оплаты услуг с баланса мобильного телефона. Это стимулирует пополнение баланса телефона и, как следствие, снизит процент таких неиспользуемых номеров.

– Люди покупают одну SIM-карту ради выгодного тарифа, потом находят что-то, по их мнению, более выгодное у другого оператора, покупают новую симку, а о предыдущей забывают, хотя к ней могут быть привязаны некоторые аккаунты банковских и иных приложений. Но мобильный оператор на обслуживание каждого зарегистрированного в сети номера несет определенные затраты. Мы и так пошли навстречу абонентам и продлили срок пользования SIM-картой без пополнения баланса до одного года (раньше было 6 месяцев). Больше мы этот срок просто не можем сделать. Но что мешает человеку раз в год закинуть на баланс своего телефона хотя бы 5 тенге? – комментирует Алексей Бендзь.

Как казахстанская полиция из-за международной бюрократии российских хакеров упустила

На этой неделе казахстанские депутаты ратифицировали соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Как пояснил вице-министр внутренних дел РК Марат КОЖАЕВ, это соглашение позволит ведомству запрашивать информацию о киберпреступниках по горячим следам и не ограничивать в каналах связи одной лишь почтой. Сейчас же ответов на свои запросы от иностранных коллег приходится ждать несколько месяцев. Бесплатный айфон – только в мышеловке

– Неустановленные пока мошенники из России с использованием ложных рекламных возможностей в Интернете получали доступ к счетам наших граждан. Они электронным переводом перевели на территорию России 200 миллионов тенге. Эти деньги были сняты в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и еще нескольких городах. Мы, согласно Минской конвенции, отправили запрос, чтобы нам предоставили видеоизображение лиц, которые сняли эти деньги. Пока шла процедура согласования между нашими органами, передача между генеральными прокуратурами, это затянулось примерно на два месяца. Сроки хранения видеоизображений истекают. Мы столкнулись с тем, что в банках видео не сохранились, – рассказал Марат Кожаев о трудностях одного из последний расследований.

Также соглашение позволит на время расследования блокировать счета в соседних странах, на которые, по мнению следствия, перечислялись украденные средства.

Но в любом случае за собственным кошельком, в том числе и электронным, надо следить самостоятельно.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи