Опубликовано: 1551

Как навести в стране порядок?

Как навести в стране порядок?

“Караван” уже писал о том, что реформа правоохранительной системы обсуждается кулуарно. Обычные граждане даже и не знают, какие нововведения предлагаются, как они повлияют на работу полиции, прокуратуры, судов – то есть тех, от кого зависят закон и порядок в нашей стране.

Потому мы решили нарушить тишину и предоставить площадку для обсуждения специалистам – бывшим полицейским, адвокатам, общественным деятелям. Надеемся, и наши читатели не останутся в стороне! Ждем ваших откликов и предложений на сайте.

Николай ДЕЙХИН: “Это не реформы, а структурные изменения”

Николай Михайлович Дейхин – человек в республике известный. Службу начал постовым милиционером в Алма-Ате. С отличием окончил Академию МВД СССР. Работал первым заместителем начальника УВД Чимкентской области, начальником Главного управления криминальной милиции МВД РК, заместителем министра МВД РК, начальником УВД Карагандинской и Костанайской областей. Сейчас генерал-майор полиции в отставке.

– Николай Михайлович, вы неоднократно говорили о том, что те реформы правоохранительной системы, которые уже проводились, лишь мешали эффективной работе полиции. Какие именно считаете наиболее пагубными?

– Прежде всего я имел в виду создание Государственного следственного комитета – ГСК. Он просуществовал всего два года, но за это время там разрослась махровая коррупция! После чего всем стала ясна ошибочность этого решения. Но сколько безвозвратно потеряно государственных средств на его создание! Нельзя соединять в одну структуру следователей и оперативных работников! Это разная работа. Раскрывают преступления в основном оперативники – криминальная полиция. Следователи облекают их работу в процессуальную форму. Если они будут в одной структуре, это отрицательно скажется на качестве расследования.

– То есть двум сидящим рядом специалистам – оперативнику и следователю – во времена ГСК легче было договориться между собой: прикрыть дело, фальсифицировать доказательства?

– И это тоже. А сейчас опять хотят сделать то же самое. Это механическое слияние пользы не принесет, а все проблемы прежнего ГСК останутся. Если по каким-то конкретным делам возникает необходимость тесного взаимодействия криминальной полиции и следователей, то проблему можно решать созданием временной оперативно-следственной группы. Такой опыт уже есть.

Другая проблема – всякие, с позволения сказать, новации, которые приносили с собой вновь назначенные министры внутренних дел. А их в этом кресле за последнее время меняли слишком часто. И они начинали активную “работу” – то переименовывают главные управления в департаменты и комитеты, то затевают сокращение штатных единиц. При этом чиновники постоянно демонстрируют активность, засыпая регионы ненужными для дела бумагами и надоедая инспекторскими проверками. Я три года работал в министерстве и знаю об этом не понаслышке…

– Вам не кажется, что на местах то же самое происходит с начальниками департаментов внутренних дел? С точки зрения человека стороннего, обывателя, имена и лица мелькают быстрее, чем в принципе можно успеть как-то наладить работу.

– Прошло всего шесть лет, как я ушел на пенсию с должности начальника ДВД Костанайской области, но за прошедшее время на это место назначается уже третий руководитель. А любой новый начальник обязательно старается в ближайшие помощники себе взять тех, кому он доверяет. Начинается кадровая чехарда…

– Как оцениваете другие предложения по реформированию органов?

– Передача медвытрезвителей и центров адаптации несовершеннолетних давно уже назрела, и я к этой идее отношусь положительно. А вот упрощение досудебной подготовки материалов вызывает вопросы, в том числе и по поводу возможных нарушений прав человека. Если идти по этому пути, то нужно сразу усилить роль прокуратуры. Чтобы именно прокурор санкционировал возбуждение уголовного дела, передачу материалов в суд. И ответственность судов за принятие решений нужно повышать. Все остальное, что касается МВД, – это не реформы, а лишь структурные изменения. Боюсь, нужного эффекта они не дадут.

– Что предлагаете изменять и каким образом?

– Начнем с того, что министерство у нас называется Министерством внутренних дел, а на деле выполняет только полицейские функции. Его нужно реформировать, в том числе и расширяя функции.

– Не ослабит ли такой рост вширь основные, полицейские функции МВД?

– Считаю, это позволит не раздергивать узлы проблем между разными ведомствами, а сосредоточить рычаги их решения, да и ответственность, в одном месте. Что касается полицейских функций министерства, то я еще семь лет назад предлагал конкретные шаги по реформированию этой системы. Со дня принятия Закона “Об органах внутренних дел” прошло уже около 20 лет. За это время многое изменилось, потому права и обязанности полиции нужно конкретизировать.

Причем проект Закона “О полиции” нужно обязательно широко обсудить в обществе. Как это делают сейчас с аналогичным документом в России. При этом реально учесть поступившие предложения.

– И какие конкретно у вас предложения?

Я бы считал необходимым четко разделить функции подразделений полиции, финансируемых из республиканского и местного бюджета. Все кадровые вопросы подразделений, финансируемых сверху, должны решаться одним человеком – министром МВД, без согласования с властями на местах. Это сделает начальников управлений более

независимыми.

Одновременно нужно создавать муниципальную полицию, которая бы подчинялась органам самоуправления, финансировалась из местного бюджета. А в небольших населенных пунктах перейти к выборности участковых инспекторов. Кандидатов на обсуждение общественности выносит ДВД. Люди выбирают достойного. Они заинтересованы в сохранении собственной безопасности. Я в этом убедился, когда работал в Карагандинской области. Там в качестве эксперимента однажды такие выборы мы провели. Предложили трех кандидатов: двое – из других районов, один – свой. И люди выбрали чужака, потому что посчитали, что он будет лучше работать.

– Сегодня люди – и мы, журналисты, с этим сталкиваемся ежедневно, – в один голос жалуются на хамство, некомпетентность, коррумпированность сотрудников полиции. Вы считаете, с этим можно бороться?

– Нужно! Надо в корне менять систему отбора, обучения, воспитания кадров. Сегодня без высшего образования в полиции делать нечего. Ведь большая часть жалоб – на сотрудников патрульно-постовой службы. Именно с ними граждане чаще всего сталкиваются. И именно тут абсолютное большинство сотрудников – вчерашние сельские парнишки, не имеющие образования. Какой с них спрос…

Ольга КОЛОКОЛОВА, Николай СОЛОВЬЕВ (фото), Костанай

Загрузка...