Опубликовано: 3800

Как Нацбанк может устроить в Казахстане кризис

Как Нацбанк может устроить в Казахстане кризис

Парадокс, но факт: с точки зрения финансиста, золото – более рисковый способ сохранить деньги, чем любая твердая валюта. Тот же доллар, евро или фунт. За год цена на золото колебалась с размахом 24 процента. За это же время пара двух валют (доллар и евро) относительно друг друга – всего на 20 процентов.

Разница как бы невелика, но при больших объемах операций 4–5 процентов – это очень много. Но было время, когда желтый металл считался мировой валютой. Для многих финансистов это время кажется воистину золотым. Правда, привело оно к очередному кризису.

Золотой стандарт первой установила Великобритания. В 1821 году и для внутреннего пользования. В 1844 году парламент привязал курс валюты к золоту: теперь банкноты обменивались по первому требованию – 7,32 грамма за один фунт.

В то время в мире была одна сверхдержава – Британская империя. Она же владычица морей. Заодно и торговых путей. А значит, и финансовых потоков.

В это время в Европе был серебряный стандарт. Роль мировых денег играли серебряные испанские песо и немецкие талеры. Но постепенно европейские страны следуют британскому примеру. Сначала Голландия и Португалия. Потом Латинский Союз (Франция, Италия, Швейцария, Бельгия). Затем и Германия. В 1897 году на полный золотой стандарт перешла Россия (0,7742 грамма золота за рубль).

Фактически человечество вернулось к изначальному смыслу бумажных денег. Банкноты стали расписками за золотые депозиты. Нечто схожее происходило и в межгосударственных взаиморасчетах. Золото могло физически никуда и не передвигаться, менялся только ярлык на сейфе в банке – вместо надписи “Швейцария” появлялась “Германия” или наоборот.

Благодаря такой системе деньги одной страны можно было поменять на любую другую валюту. За червонец давали примерно пять долларов или один английский фунт стерлингов. И наоборот, любая валюта без проблем обменивалась на рубли. Была создана совершенно уникальная, удивительная система единых всемирных финансов, вплоть до Первой мировой войны работавшая четко, как часы. Это были единые мировые деньги!

И главное. Казалось, навсегда побеждена инфляция. Привязка к золоту жестко ограничивала количество денег в обращении. Наступила стабильность. Иногда на рынок выбрасывали золото из новых месторождений. Например, после “золотых лихорадок” в Калифорнии и Австралии. Но в целом все было тихо и спокойно. До поры до времени.

К началу ХХ века стало понятно, что золотой стандарт сдерживает рост экономики. Рост запасов золота, а значит, и денег в обращении все время отставал от роста экономического. С середины ХIХ века по начало ХХ века денежная масса возрастала на 1,5 процента в год. До Первой мировой войны – уже по 3,5 процента. В эти же годы экономика росла значительно быстрее. Этого пока мало кто понимал. Дисбаланс накапливался, и он должен был выстрелить.

Кризис произошел в 1929 году. Он стал известен как Великая депрессия. Как и сейчас, его течение определяла Федеральная резервная система. Тогда базисная ставка ФРС была 6 процентов. Казалось, для поддержания экономики нужен доллар, поэтому ставка не снижалась. Хотя теперь ясно, что все надо было делать наоборот: в условиях нехватки денег стране нужен дешевый кредит, стране нужны дешевые деньги.

Только через год ФРС снизила ставку до 4 процентов. Но было поздно. Банки начали рушиться. А с ними и экономика.

Стало ясно, что золотой стандарт не панацея. Более того, он сдерживал рост экономики. А желтый металл – такой же товар, как и все остальное. Главным же мерилом богатства страны должны быть человеческий труд и интеллект. Но память о благополучии во времена стабильности была настолько сильной, что от стандарта отказались только в 1971 году. Президент Ричард Никсон объявил, что США отказываются обменивать доллары на золото. Штаты в одностороннем порядке нарушили условия Бреттон-Вудского соглашения. Фактически это было финансовое банкротство.

Сегодня Казахстан находится примерно в таких же условиях, что мир во времена Великой депрессии. Только роль золота для нас выполняют нефть и доллар. Вслед за колебаниями цены на нефть следует и курс тенге. Нацбанк желает сохранить низкую учетную ставку, но не может этого сделать, так как люди, вместо того чтобы тратить деньги, кладут их на депозит. В лучшем случае. В худшем покупают валюту. В результате деньги, вместо того чтобы оборачиваться внутри страны, уходят за рубеж. Как решить эту проблему? Сам банк этого сделать, наверное, не сможет. Если не будет помощи правительства. А без этой помощи Нацбанк может лишь загнать страну в такую рецессию, из которой мы будем выкарабкиваться очень долго и тяжело.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи