Опубликовано: 3200

Как казахстанские гиганты бизнеса отреагировали на кризис

Как казахстанские гиганты бизнеса отреагировали на кризис Фото - Тахир САСЫКОВ

Сначала немного кошмара. Два месяца назад министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев заявил, что в стране из-за кризиса остановилось более 200 предприятий.

И сколько еще прекратят свою деятельность, никто сегодня сказать не может. Министр здравоохранения и социального развития Тамара ДУЙСЕНОВА на заседании правительства сказала, что 130 предприятий республики перешли на “гибкий” режим работы: часть работников отправили в отпуск без содержания, часть перевели на неполный рабочий день. А министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК добил: при цене ниже 50 долларов за баррель в нефтедобывающих компаниях “потеря рабочих мест может составить до 10 процентов”. При худшем варианте – до 40 тысяч человеко-мест.

Примерно тогда же Президент Нурсултан Назарбаев обратился к крупным промышленникам и предпринимателям Казахстана с предложением помочь трудящимся в эти тяжкие кризисные времена. Мол, в свое время государство помогло некоторым кандидатам в олигархи выкупить перспективные предприятия по божеской цене и способствовало тому, “чтобы вы разбогатели и стали членами списка “Форбс”. Пришло время поделиться с соотечественниками.

Понятно, что все фабрики-заводы и карьеры-шахты в начале 90-х годов добывали прибыль для своих новых хозяев на старом советском оборудовании. Понятно, что эти предприятия требовали огромных инвестиций не только на покупку новой техники, но и на обучение персонала – от рабочих до руководителей. Понятно, что сегодняшний мировой кризис здорово урезал маржу олигархов. Но масть не может переть постоянно: ночь сменяет день. На каждый инь рано или поздно находится свой ян, а правый ботинок может вырастить новую мозоль быстрее левого на радость глазу соседа.

Справка “Каравана”

По мнению министра здравоохранения и социального развития Тамары Дуйсеновой, в связи с кризисом “контингент социально уязвимых слоев населения может достигнуть 1 миллиона человек”.

В Европе года полтора-два назад додумались: чтобы не сокращать работяг – лучше урезать им зарплаты. Тогда и волки с Уолл-стрит будут сыты, и овцы из цехов будут целы. Так поступили большие конторы – горно-металлургические, транспортные, туристические и многие другие. Некоторые даже пошли на снижение цены на свои продукты. А наши?

Редакция отправила запросы в крупные горнорудные и металлургические компании. Вопросов было не на вагон и тележку, а на одну совковую лопату:

– Что именно делает ваша фирма, чтобы сберечь рабочие места? Сколько пришлось вложить в развитие и модернизацию производства и много ли удалось отбить за эти годы? Какова была динамика зарплат для работников всех звеньев? Ну и какие проблемы приходится решать сегодня в связи с кризисом и девальвацией тенге?

Первым откликнулась пресс-служба группы “Верный капитал”.

До конца, Света, еще далеко

После вступительного бла-бла-бла про инвестиционный портфель, “этапы стратегического планирования”, “турбулентные условия”, необходимость сокращения инвестирования “в те направления, которые не оказывают прямого и существенного влияния на конечный результат и потребительский продукт” последовал “перл”. Из него следует, что группа “должна сфокусироваться на том, что обеспечивает устойчивый денежный поток сейчас и в будущем. Кроме этого, нужно вести изучение точек для будущего роста”. Вау!

Короче, в огороде – бузина, а в Киеве – дядька (или тетка из Киева?)

Далее бурный, но краткий рассказ о будущих инвестициях без цифр и дат. А в конце – что на одном производстве “созданы как минимум 220 рабочих мест для штатных сотрудников”. И что уровень зарплат персонала – и рабочего и управленческого – является конкурентным для отрасли и не снижался до конца года”. А где ответы на главные вопросы? Парочку нашел в недавнем интервью хозяина “Верного капитала” Булата Утемуратова:

– Переход к “инфляционному таргетированию” нужен экономике. Но такой переход означает полный отказ от государственного контроля цен и процентных ставок. Это еще предстоит сделать… Нужны глубокие структурные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности… “Казцинк” проиндексировал зарплату рабочих на 10 процентов. Каждая компания (группы “Верный капитал”. – Авт.) работает, чтобы оптимизировать затраты и увеличить выручку”. Вот и конкретика наконец…

Алюминиевую тарелку разбить трудно

Ответ пресс-службы ERG обнадежил больше:

– Сокращение зарплат идет вразрез с трудовым законодательством… Рассматриваются варианты предоставления дополнительного времени отдыха, введения неполного рабочего времени, программы переобучения персонала и перераспределения его внутри предприятия. При этом соблюдаются все социальные программы и льготы, предусмотренные законом, и даже сверх законодательных гарантий.

В сообщении “КАРАВАНУ” отмечено, что “с 2010 по 2014 год Евразийская группа инвестировала в свои проекты 3,4 миллиарда долларов. В эти же годы компания повышала зарплату своим сотрудникам – на 10 и 20 процентов”. Это на фоне сужения рынков сбыта и снижения цен на продукцию. “Цена на железорудное сырье за последние три года снизилась почти в два раза. Продолжающееся снижение стоимости и рентабельность производства приводят к тому, что спрос остается ограниченным, а предложения и цены в течение длительного времени останутся низкими”…

Баян в кустах

Пресс-служба “АрселорМиттал Темиртау” ответить обещала. Две недели ждал – коллеги как сквозь шахту провалились и в доменную печь попали. Хотя вопросы задавал те же, что и всем. И что, аминь, товарищи?..

Не только мне известно, что руководство АМТ планирует сокращение персонала с сегодняшних 12 до 8 тысяч человек. При этом намерено производить 500 тонн продукции с каждого работающего. Если верить социальным сетям, доля зарплаты в себестоимости товара комбината составляет порядка 10–12 процентов, хотя руководство АМТ говорит о 25. При этом арселоровский товар всегда был дороже российского. Это любая товарная биржа подтвердит. И цены на него падают уже почти два года.

Не спорю, инвестиции в комбинат были и есть. И капремонт печей был. Но продукция России и Китая все равно конкурентоспособнее. Похоже, тут г-н Миттал оппонентов не переплясал, как это принято в индийских мелодрамах. А в 2010 году (тогда на АМТ трудилось почти 18 тысяч человек) руководство комбината заявляло, что к 2015 году будет выпускать 6 миллионов тонн стали при численности 12 тысяч человек. Так что сокращения, похоже, все-таки будут?

Г-н  Миттал, если верить мировым СМИ, всегда был прижимистым. Несколько лет назад довел до забастовки тишайших бельгийских металлургов, которым срезал оклады. Жалуясь на всех телеканалах на падение прибыли. А в итоге прогремел покупкой огромного особняка в Лондоне и яхты. Так что сегодня для него остров невезения в Казахстане никуда не делся: делиться с сотрудниками надо? Или поздно? Рюмка водки уже на столе – чтобы за взаимопонимание и всё такое! Хотя это даже не внезапный рояль в трусах…

Чтобы помнили

Бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт писал в мемуарах, как однажды спросил Генсека СССР Леонида Брежнева: чем отличается капитализм от социализма? Брежнев что-то мычал про собственность на средства производства, демократию и прочее. Брандт его прервал: “Все гораздо проще. При капитализме человек угнетает человека. А при социализме – наоборот”. Это было в XX веке. Конец 70-х…

Напомню на всякий случай: сегодня черта бедности в Казахстане составляет 40 процентов от прожиточного минимума – 8 546 тенге. Минимальный размер зарплаты – 21 364 тенге. Базовая пенсия – 10 683. В месяц – просто для сравнения – государство тратит на одного зека почти 50 тысяч тенге. При этом Всемирный банк отмечает, что в РК черта бедности почти в два раза ниже, чем в развитых странах.

P. S. В среду стало известно, что в Караганде профсоюзы “Жактау” и “Коргау” вступают в переговоры с правлением “АрселорМиттал Темиртау” по поводу повышения зарплаты. Руководитель службы персонала стран СНГ и Южной Африки Сергей Ипполитов и директор департамента трудовых ресурсов Дмитрий Павлов в курсе требований.

По словам главы “Жактау” Виктора Щетинина, “девальвация тенге сыграла на руку руководству АМТ, однако рабочие никаких положительных сдвигов не ощутили… Более того, наблюдается снижение заработной платы”.

Угольщики и металлурги требуют повышения зарплаты на 30 процентов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи