Опубликовано: 1250

Как и чему будем учиться?

Прошла первая декада нового учебного года. Каким он будет в целом, не будет ли дежа вю прошлогодних ошибок? Обратимся к ключевой фигуре в школе – директору. На три типичных, волнующих сегодня всех директоров вопроса ответили руководители и эксперты столичных школ.

1. Как вы относитесь к введению новых учебных дисциплин: религиоведение, финансовая грамотность, автодело?

2. Ваш взгляд на 12-летнее обучение?

3. Что бы вы изменили в системе образования, будь у вас такая возможность?

МИНИСТР ДУМАЕТ – ДИРЕКТОР РАБОТАЕТ

Директор СШ № 27 Хаким Жакеевич САДВАКАСОВ:

1. - Введение каждого предмета предполагает наличие специалиста и учебного кабинета. Все эти дополнительные дисциплины нужные и актуальные, слов нет, но они не обеспечены финансированием. Предметы входят в вариативную часть учебной программы, а ведь все часы у нас распределены. Значит, какой-то предмет надо убирать. Но… министр думает - директор работает. Будем делать.

2. - Чтобы ввести 12-летнее образование, надо проделать огромную работу: программы, учебники, методическая литература, материально-техническая база, специалисты… При нехватке 20 школ в городе, поднимать этот вопрос сейчас нет смысла.

3. - Во-первых, слишком много предметов «натолкали» в учебный процесс. Во-вторых, есть очень важный для школы закон, но он, к сожалению, не работает. Это закон об ответственности родителей за своих детей. Его надо заставить работать. И третье, чтобы статус педагога повысили. Все специальности в государстве уважаемые, кроме учителя. А ведь будущее страны формируется именно в школе.

УМНЫЙ РЕБЕНОК – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК

Директор школы-гимназии № 6 Лия Александровна ПУХОВА:

1. - Чтобы быть всесторонне образованным человеком, эти предметы нужны. Такие знания никому не помешают. Но меня пугает то количество уроков, которыми пытаются заполнить рабочий день ребенка. У взрослого человека 40 часов и пятидневка, а у нас шестидневка и семь часов каждый день, не считая домашних занятий! Кто-нибудь стоит на страже здоровья ребенка?! Если мы хотим вводить дополнительные предметы, полезные для детей, тогда 11 лет явно мало для обучения. Вот вам ответ на следующий вопрос.

2. - Я – за 12-летку, но при наличии очень хорошей материальной базы, хорошего кадрового потенциала и при условии, что будем думать о здоровье детей.

3. - Я очень хочу занятий в одну смену, хочу, чтобы школа и родители жили в унисон. И если школа выполняет государственный заказ, надо чтобы государство заботилось и о ребенке, и об учителе.

ДЕЛИКАТНАЯ МАТЕРИЯ

Эксперт, директор частной гимназии Марина Михайловна ЕСКАРАЕВА:

1. – Предмету «Финансовая грамотность» предшествовала «Прикладная экономика», она в школе давно практикуется и дает неплохие результаты. Наши дети, в том числе и учащиеся младших классов, должны знать, что деньги с неба не падают, а зарабатываются. В этой области есть учебные программы и наработан опыт.

Но религиоведение – тонкая, деликатная материя. Религия всегда была очень сильным аргументом в человеческих отношениях, в вопросах войны и мира, поэтому важно, как будет преподноситься этот предмет и кто его будет преподавать, какова будет программа этого часа. Этот предмет может как обогатить внутренний мир детей, привить им понятия толерантности и терпимости, так и увести их в совсем другую сторону. Опять же проблема – где найти дополнительные часы? Вот головная боль директора.

2. - 12-летнему образованию мое крепкое «да». Наша, например, гимназия, являясь официальной экспериментальной базой Министерства образования и науки РК, накопила опыт, и мы знаем, что надо делать, а что делать не нужно. Но это долгий разговор, а если коротко, то вводить 12-летнее обучение нужно.

3. - Что бы я пожелала? Я хочу, чтобы кризис не вносил нервозность в нашу работу, чтобы нас не трясло на ровном месте. Как любая буря, пройдет и это. Будет все хорошо. Вот с таким настроем мы начинаем этот год.

КТО В УЧИТЕЛЯ ПОЙДЕТ?

Директор школы № 2 Алма Уалиевна ТЕМИРБАЕВА:

1. - Мы, директора, уже сказали, что у нас часов для новых предметов нет. Как я буду выходить из положения? Я интегрирую религиоведение с обществознанием, с русской и казахской литературой, где есть раздел «культура». Отдельного предмета не будет, но необходимые знания ученики получат, программу мы выполним. Что касается «финансовой грамотности», то этот предмет у нас есть, только называется по-другому. А вот в отношении автодела, не знаю, что делать. Буду звонить в политехнический колледж, может, помогут. Потому как в школе нет никакой технической базы.

2. - 12-летка – это хорошо. Это профильное образование, подготовка детей к жизни, но нужны программы, финансы и материальная база. Вот когда эти вопросы будут решены, тогда можно запускать 12-летнее образование.

3. - Хочу, чтобы слово «сотрудничество» было не на бумаге, а на деле. Сотрудничество учителя и родителей, школы и вуза… Другая проблема – кадры. Кто будет работать в школе через пять лет? Молодых учителей готовят плохо, они, как правило, не владеют методикой образования. Приходят в школу и уходят, потому что не справляются, не подготовлены к школе, не знают ее специфики. Поэтому упор в наших школах и делается на 50-летних учителей. И я очень хочу, чтобы учителя начали уважать в обществе, государстве.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НЕ РЕЗИНОВЫЙ

Директор частной школы Елена Михайловна ХАМИТОВА:

1. – Автодело - это, конечно, полезно. Что касается религиоведения, у меня двоякое чувство, потому что мне трудно будет найти специалиста, который мог бы грамотно преподавать этот специфический предмет. Сложно еще и потому, что наш контингент учащихся – это представители самых разных стран мира. Есть опасения, как бы ни перегнули палку с этим предметом. Финансовая грамотность – тоже предмет нужный, но опять вопрос, кто будет преподавать. Да и учебный план не резиновый, дети не могут целый день находиться в школе и заниматься только учебой. Нам придется жертвовать какими-то предметами, а они все важны.

2. - Я его поддерживаю, потому что знаю систему работы многих международных школ. Хорошо, если мы в недрах школы уже будем давать рабочие специальности, а с другой стороны, более тщательно готовить в вузы. Но смогут ли наши вузы подготовить специалистов для новой школы?

3. - Я бы концентрировалась не только на знаниях, но и на практическом их применении. То есть надо больше внимания уделять практике, лабораторным работам, исследованиям. Умную, талантливую молодежь надо привлекать в школы. Мы держимся за опытных учителей, а молодые педагоги, которые хотят у нас работать, обнаруживают такую безграмотность, что страшно становится за будущее.

Галина БАРОНОВА, Астана

Загрузка...