Опубликовано: 25223

Как бы вместе с водой не выплеснуть и ребенка…

В поселке Заречный – неофициальной “столице” исправительных учреждений Алматинской области – осужденные остались без мечетей и церквей. Как говорит руководство, все происходит в строгом соответствии с законодательством.

Вскоре после того, как Комитет уголовно-исполнительной системы в августе 2011 года передали из Министерства юстиции обратно в МВД, был принят новый Закон Республики Казахстан “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” от 11 октября 2011 года № 483-IV.

Согласно его требованиям и упразднили культовые учреждения в колониях.

В департаменте уголовно-исполнительной системы по городу Алматы и Алматинской области нам сказали, что в колонии строгого режима ЛА 155/8, что в поселке Заречный, мечеть и церковь были построены в то время, когда уголовно-исправительная система еще находилась в ведении Министерства юстиции.

Причем культовые сооружения были возведены не за счет государственного бюджета, а на средства, выделенные общественными организациями, – пояснил нам сотрудник этого ведомства. – Сейчас с церкви сняты купола, и храм превратили в библиотеку, а мечеть передали военнослужащим внутренних войск, которые охраняют колонию.

Нетрудно представить, какие переживания испытывают верующие, на глазах у которых снимают церковные купола с крестами или которым заявляют: “Все, теперь в мечеть ходить запрещено!”.

Однако, по словам руководителя пресс-службы Комитета УИС МВД РК Галымжана ХАСЕНОВА, конституционные права осужденных на свободу вероисповедания соблюдаются во всех исправительных учреждениях Казахстана.

Предположим, захочет заключенный-мусульманин жениться по закону шариата – он может пригласить в колонию имама, а если отбывающий наказание является православным христианином, он имеет право освятить свой брак согласно обряду православной церкви, – говорит Галымжан Хасенов. – Разрешено также изучать религиозную литературу – но только ту, которая находится в библиотеке учреждения. Можно проводить и другие религиозные обряды, если они не противоречат внутреннему распорядку колонии. Например, человек должен пять раз в день молиться, а последняя молитва – в 23 часа. Но в исправительном учреждении в 22 часа – отбой! Значит, нельзя. Что же касается мечетей и церквей, то их не ломают, а преобразуют в библиотеки, читальные залы или классы для обучения.

Заключенных никто не лишал права общаться со священнослужителями. Они посещают колонии в соответствии с установленным графиком, а заключенные имеют возможность совершать молитвы в специальных молельных комнатах.

С одной стороны, все это объяснимо. Достаточно взглянуть на дату принятия нового закона – 2011 год. Как раз незадолго до этого в исправительных учреждениях Казахстана одно за другим начали происходить различные ЧП, связанные с пропагандой религиозного экстремизма и терроризма, – побег группы заключенных из колонии в Мангистауской области, убийство сотрудников полиции в Актюбинской…

Именно для того, чтобы предотвратить подобные инциденты, видимо, и был принят новый Закон о религии, и было решено убрать религиозные культовые сооружения из колоний.

Но у медали имеется и другая сторона. Понятно, что переоценивать роль религии в перевоспитании заключенных не стоит. Но и недооценивать нельзя.

Не секрет, что большинство из 44 тысяч отбывающих срок заключенных в колониях не работают, как это было в советские времена. И чем же молодые и здоровые люди, оказавшиеся в изоляции от общества на несколько лет, должны себя занять? Хорошо если кто-то из них в этот момент задумается о душе – возможно, выйдет он на свободу другим человеком. Но если такого шанса у него не будет – кто знает, надолго ли он на свободе задержится…


Загрузка...