Опубликовано: 1345

Кайрат ЖАНАБАЕВ: Наурыз – счастливый рубеж наших предков

Кайрат ЖАНАБАЕВ: Наурыз – счастливый рубеж наших предков

Об истоках весеннего праздника, который празднуется целый месяц, его этической основе рассказывает писатель, фольклорист, доцент Казахского национального университета имени аль-Фараби Кайрат ЖАНАБАЕВ:

Ночь предопределения

– Наурыз – один из древнейших праздников восточных народов, праздник весны и радости, добрых перемен, надежды и любви. Правы те, кто говорят, что праздник этот персидский, “зороастрийский”, который понимается нами, как “новый день – Новруз”. И те, кто считают этот древнейший праздник, получивший в дальнейшем мусульманское оформление, исконно кочевым праздником протоказахов, заселявших евразийские степи. И те, кто видят в нем мусульманские истоки и предлагают сажать деревья подобно великому духу Хызыру, сеющему добро. Это праздник всего Востока, праздник солнца.

Наурыз для кочевых народов Центральной Азии – счастливый рубеж, за которым остаются испытания суровыми холодами, джутом и болезнью. Время пробуждения жизненных сил земли определялось священной датой, которую знали древние астрологи, высчитывая ее по звездному календарю. Ночь, когда наступает Наурыз (с 21 на 22 марта) – ночь предопределения.

Борьба белой и черной сил

Согласно мифологическим воззрениям идет космическая борьба двух противоположных сил – светлой (белой), олицетворяющей добро и удачу, и темной (черной), олицетворяющей войны, джут, несчастья и неудачи будущего года. У древних тюрков было огромное желание и даже потребность помочь своему богу и всем светлым духам в этой борьбе, а этих духов неисчислимое множество. Тенгрианство составляли не только духи земли, воды, гор, растений, но и каждая вещь в природе обладала своим духом, внутренним демоном. Весь мир был исполнен живого мифа! Поэтому тюрки совершали обильные и частые жертвоприношения, проводили в точности все обряды и исполняли заклинания, стараясь угодить не только всем духам природы, но также – и прежде всего, духам предков – аруахам. Если наступали суровые времена джута, войн, болезней, то это считалось проявлением небесной воли, кары за то, что не всегда или с нарушением были совершены обряды, поднесены жертвы.

Встреча “великого утра”

Все пережившее ночь предопределения исполнено божественной силы. Вода целебна, мясо и другая еда обретают чудодейственные свойства. Эти представления находят отражение в многочисленных песнях и сказках. Согласно пехлевийской традиционной хронологии, народы, населявшие степи Центральной Азии, встречали “великое утро”, облачившись во все белое и чистое. Целыми кочевьями направлялись к рекам и озерам, обиталищам великого духа. Там Йер-Субу (Жер-Су), сыну бога Тенгри и богини земли Умай, при восходе солнца посвящались гимны и приносились жертвы. Эпическая картина – встреча поющих и играющих на музыкальных инструментах в белых одеждах людей – напоминает известную картину Федора Бронникова с изображением пифагорейцев, встречающих рассвет.

Тюрки при солнечном озарении играли на музыкальных инструментах, воспевали божество за то, что оно помогло выжить в холодное время. Считалось, что боги и духи любят звуки, песни, ароматы – все, что составляет мир невидимого и чудесного.

Мечта о счастье, мире, весне, вечном благоденствии нашла свое отражение в обрядах и обычаях. Единство каждой человеческой судьбы с родом, а рода с миром, природой, братство всего сущего – вот что составляет этическую основу этого праздника.

Загрузка...