Опубликовано: 1200

К карьеру!

К карьеру!

Власти Южного Казахстана остановили Шымкентский цементный завод, перекрыв доступ к основным источникам сырья. Новый строительный сезон обещает быть сложным.

И не только потому, что строители оказались без дешевых кредитов. Но еще и потому, что осложнилась ситуация в сфере производства основного строительного материала – цемента. Предложение на рынке сократится на одну пятую – примерно такую долю на отечественном рынке цемента занимает продукция АО “Шымкентцемент”.

Вернее, занимала – предприятие стоит уже три месяца, после того как в конце прошлого года акимат Южно-Казахстанской области в одностороннем порядке разорвал с “Шымкентцемент” контракты на недропользование. Власти области объяснили это тем, что руководство не согласовало план развития горных работ на месторождениях Казыгурт, Абаил и Текесу, хотя подобный пункт предусмотрен в контрактах. А поскольку завод, кроме этих карьеров, не располагает другими источниками сырья, с декабря прошлого года производство на “Шымкентцемент” остановлено.

Суд да дело…

Свою позицию акимат области отстоял в областном суде. В то время как межрайонный экономический суд Южно-Казахстанской области признал правомерной позицию компании. На днях дело должно рассматриваться областной судебной коллегией.

Власти утверждают, что предприятием не предоставлена на согласование программа страхования предпринимательских рисков, имущества и ответственности, связанных с добычей полезных ископаемых, не представлен отчет о деятельности за период 1998–2006 годов, а также не утвержден в компетентных органах план развития горных работ на 2007 год. Перед тем как расторгнуть контракт на недропользование, власти трижды направляли АО “Шымкентцемент” уведомления о выявленных нарушениях, последнее из них было направлено 23 мая прошлого года.

Компания в свою очередь заявляет, что предоставляла всю необходимую документацию по развитию предприятия, и отрицает все обвинения в нарушении природоохранного законодательства и контрактов на недропользование.

– Мы предоставили около 1600 страниц документов в соответствии с требованиями законодательства, – заявил генеральный директор “Шымкентцемент” Энтони Макли журналистам на пресс-конференции в Алматы. И добавил, что из-за остановки производства компания несет убытки – примерно 1,4 миллиона евро в месяц.

Общаясь с журналистами, владельцы компании особенно упирали на тот факт, что остановка предприятия негативно скажется на местном рынке труда. Цементный завод в Шымкенте действует с 1959 года и является одним из крупнейших предприятий области. В 1998 году находящийся на грани банкротства завод был приобретен Italcementi Group. В 2007 году, по данным компании, АО “Шымкентцемент” произвело 985 тыс. тонн цемента, а в этом году компания планировала произвести свыше миллиона тонн. По словам менеджеров предприятия, вместе со смежными компаниями на производстве и доставке цемента занято до 5000 человек.

Цемент подорожает?

Энтони Макли полагает, что дальнейший простой предприятия вызовет рост цен на рынке цемента, что негативно скажется на выполнении жилищной программы в республике.

В настоящее время, по оценке менеджеров “Шымкентцемент”, казахстанский рынок потребляет от 7,2 до 7,5 миллиона тонн цемента в год. В то же время пять цементных заводов, которые работают сегодня в Казахстане, способны произвести лишь 65 процентов от этого объема.

При этом отпускные цены на продукцию предприятия были одними из самых низких на рынке, отметил Энтони Макли. “АО “Шымкентцемент” до самой остановки в декабре прошлого года отпускал цемент по цене не выше 8,5 тысячи тенге за тонну!” – сообщил он.

– Где вы видели продукцию “Шымкентцемент” по 8,5 тысячи тенге? – прокомментировал слова г-на Макли высокопоставленный чиновник акимата, пожелавший остаться неизвестным. – Вокруг компании создана сеть перекупщиков, которые продают цемент на рынок гораздо дороже. Инвесторы говорят о больших вложениях, но на самом деле ничего нового в технологию производства они не внесли. В основном используется оборудование, которое там уже стояло. Завод старый, расположен прямо в черте города, и в результате его работы вся юго-восточная часть Шымкента засыпана белой пылью. При этом владельцы предприятия не желают выполнять элементарные требования в сфере экологии, которые во много раз мягче, чем в Италии.

Не надо обещаний

Кроме нарушений законодательства о недропользовании у акимата к компании есть серьезные претензии, касающиеся соблюдения требований в сфере охраны окружающей среды и трудового законодательства. Еще в 2006 году местные экологи требовали приостановить производство, и власти поддержали их требование в последнем квартале позапрошлого года. Однако именно в это время “Шымкентцемент” сам останавливался на плановый ремонт.

По информации областного территориального управления охраны окружающей среды (ТУООС), в 2004 году АО “Шымкентцемент” выбросило в атмосферу 1651 тонну загрязняющих веществ, в 2005 году – 1823 тонны, а в 2006 году – 2166 тонн. Причиной таких выбросов является плохое техническое состояние очистной системы. По подсчетам экологов ущерб, нанесенный заводом окружающей среде, только в 2007 году составил 57 миллионов тенге.

Итальянцы вроде бы не против уладить возникшие проблемы миром. Энтони Макли говорит, что с требованиями акимата в целом согласен и готов их выполнить, но на это необходимо время.

Однако, похоже, отношения с местными властями компания испортила всерьез. “Нас не устраивают постоянные обещания завезти оборудования на миллионы долларов. Мы хотим, чтобы воздух был чистым”, – заявил аким Южно-Казахстанской области Нургали Ашимов журналистам в январе этого года.

В акимате нам сообщили, что в перспективе власти города вообще хотели бы закрыть “Шымкентцемент” и создать новое современное производство вне городской черты.

Спекулянты процветают

Скандалы вокруг цемента в Шымкенте возникают не в первый раз.

Предпоследний разгорелся летом прошлого года.

При официальной отпускной цене с Шымкентского цементного завода 8470 тенге за тонну купить цемент на заводе попросту невозможно. Зато у перекупщиков, торговавших мешками и на россыпь и расположившихся практически в ста метрах от заводской проходной, стоимость тонны достигала уже 25–30 тысяч тенге.

Подозрения в том, что завод создал вокруг себя аффилированные компании, выдвигались не раз самыми различными контролирующими и надзорными органами и ведомствами. Однако доказательств ценового сговора между заводом и частными перекупщиками выявлено так и не было.

Вопрос решался на уровне правительства. В августе прошлого года Галым Оразбаков, бывший тогда министром индустрии и торговли, лично приезжал в Шымкент. Тогда он предлагал продавать цемент через товарную биржу – это уменьшило бы спекулятивную составляющую и могло бы увеличить сумму налоговых поступлений в бюджет.

Не у дел оказались бы лишь спекулянты-перекупщики. Но сейчас они процветают. Вдоль дорог, ведущих к заводу, обосновались частные лавочки, вагончики и контейнеры, где бойко идет торговля “заводским” цементом. О рентабельности бизнеса можно судить хотя бы по тому, что некоторые “точки”, начавшие торговлю всего пару лет назад, ныне превратились уже в настоящие торговые особняки. С крытыми многотонными бункерами, ангарами, где умещаются сразу по два-три цементовоза с прицепами. Здесь никогда не бывает перебоев с цементом.

Даже сейчас, когда Шымкентский цементный завод закрыт уже третий месяц, цемента на складах продавцов не убавилось. А вот цены не падают.

Средняя зарплата рабочего на цементном заводе – 20–30 тысяч тенге. Даже по меркам Южного Казахстана это весьма скромный заработок для взрослого мужчины. Но большинство рабочих устраивает режим труда – смену работаешь, двое суток отдыхаешь. Есть возможность подрабатывать еще где-нибудь.

Сейчас все рабочие напуганы слухами, что завод просто остановят на неопределенное время. Якобы возникший спор между местными властями и итальянскими владельцами последние намерены решить просто – законсервировать предприятие.

Выходное пособие рабочие, возможно, и получат, но дальше им придется уходить в отпуск без содержания. А терять стабильную работу простому работяге очень непросто.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, Данил ШЕМРАТОВ, Алматы–Шымкент

Загрузка...