Опубликовано: 918

И нашим, и вашим

И нашим, и вашим

В Астане завершился V Международный кинофестиваль “Евразия”. Гран-при ожидаемо достался казахстанской картине “Прощай, Гульсары” Ардака Амиркулова. В целом всем достойным сестрам досталось по увесистым серьгам.

Без парада и без зрителей

Как и открытие, церемония закрытия кинофестиваля прошла в “Пирамиде”. Субботний вечер 13 сентября выдался ветреным, может быть, поэтому от Дворца мира и согласия сдуло поклонников кино – вновь шедших по красной дорожке гостей и звезд встречали лишь несколько зевак, эффект массовости которым придавали журналисты и фотографы.

Справедливости ради надо сказать, что и кинематографисты внесли свой вклад в “прохладность” последней встречи. Легкая небрежность в одежде, повседневные костюмы, иные вообще в пальто пришли почему-то. И чем, спрашивается, восхищаться неискушенному астанинскому зрителю? Запомнился разве что Кэри-Хироюки Тагава в желтом кожаном пиджаке и неизменных очках в толстой оправе и две молодые актрисы, отважно дефилировавшие в вечерних платьях. Из мужчин лишь президент “Казахфильма” и фестиваля одновременно Ермек Аманшаев да еще пара гостей соблюли дресс-код, обозначенный как black tie, то бишь “смокинг”.

Коротко и емко

Собственно церемония началась после того, как по окончательно опустевшей красной дорожке прошествовали в “Пирамиду” две замечательные актрисы – Ирина Муравьева и Изабель Аджани. Устроители действа подпустили сценического дыма, поиграли лазерами и начали мероприятие.

Первым выступил министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед, тут же огорошивший: фестиваль переезжает в Астану насовсем. Грустные вздохи алматинских гостей утонули в гуле торжества астанинцев. После этого противоречивого известия началась раздача наград.

Спецприз жюри в коротком метре разделили кыргызские фильмы “Мост” и “Долг”. Тут произошла заминка, так как статуэтку поначалу вынесли одну, а претендентов на нее оказалось двое. Приз за лучшую режиссуру получил наш Адильхан Ержанов (“Бахытжамал”), казахстанцам же достался и Гран-при – картине “113-й!” Талгата Бектурсынова.

Киноглобализация

Покончив с короткометражками, перешли к полному метру. Приз за лучшую женскую роль вручал Тагава. Во вскрытом конверте оказалось имя российской актрисы Ирины Агейкиной, сыгравшей в картине “Песнь южных морей”. С этим фильмом вышла забавная история. Он снят совместно Казахстаном, Россией, Францией и Германией в Кыргызстане о Кыргызстане кыргызским режиссером, однако в конкурсе представлял Казахстан.

Награждать лучшего актера вышли Ирина Муравьева и Раиса Мухамедьярова. Но даже вдвоем они не сразу разобрали, кому, собственно говоря, досталась статуэтка. Общими усилиями выяснили, что и этот приз поделили – Бахытжан Альпеисов (“Вдвоем с отцом”) и Дияс Рахматов (“Маленькие люди”). К слову, постановщика картины “Вдвоем с отцом” Данияра Саламата удостоили награды за лучшую режиссуру. Специальный приз жюри достался кыргызской ленте “Неизвестный путь”.

Награда после “отпуска”

Раскрыть главную интригу вечера выпало Изабель Аджани. Французская кинозвезда, по-видимому, готовившаяся в осенней Астане к худшему, так как и на пресс-конференции, и на закрытии, и на последовавшем приеме она появлялась в мехах, ожидаемо вручила Гран-при ленте Ардака Амиркулова “Прощай, Гульсары!”.

Выбор жюри вряд ли кого-то удивил. Экранизация повести Чингиза Айтматова действительно стала лучшим фильмом в конкурсе. История из 1950-х о чабане-коммунисте Танабае, вынужденном столкнуться не только с жизненными невзгодами, но и с равнодушием и даже противодействием местных властей, снята мастерски. Это относится и к работе актеров, и к оператору, и, собственно, к режиссуре. Амиркулов не зря “отдыхал” почти 10 лет – творческой формы он точно не растерял, и Гран-при “Евразии” – достойная награда за новую работу.

Фото Андрея ЛУНИНА и Андрея ТЕРЕХОВА

Олег ТАРАН, Дмитрий МОСТОВОЙ, Астана

Загрузка...