Опубликовано: 1688

И дольше века длится ночь...

И дольше века длится ночь...

Актеры двух театров Семея – имени Достоевского и Абая – представили на суд зрителей совместный спектакль о Чокане Валиханове.

Погружение в личность

Драма “Монолог шепотом” написана доктором исторических наук, ректором Евразийского университета имени Гумилева Ерланом СЫДЫКОВЫМ в соавторстве с бишкекским режиссером Шамилем ДЖАПАРОВЫМ, он и поставил ее на сцене Семея. Спектакль – это последняя ночь жизни молодого, полного планов, но настигнутого неизлечимой болезнью Чокана. Его друзья – Федор Достоевский, Григорий Потанин, отец Чингис Валиханов, первая любовь Жадыра появляются в юрте Чокана, видимые лишь ему. Монолог героя превращается в яркие диалоги, а они – в захватывающие истории из жизни Валиханова. Представленные образы и ситуации лишь на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом, создавая запоминающийся образ Чокана.

– Для меня участие в проекте – это благодарность Чокану Валиханову от киргизов за то, что он первым открыл миру эпос “Манас”, – говорит режиссер Шамиль Джапаров. – Валиханов – это предтеча того, что мы сейчас переживаем в плане евразийского пространства. Хочется, чтобы молодежь заинтересовалась этой очень сложной, но очень интересной личностью. Когда я прочитал его записи о судебной реформе, был поражен, насколько это современно. А каким языком написано! Далеко не многие сейчас обладают таким объемом и широтой познаний.

Переплетение открытий

В “Монологе шепотом” многое оказалось впервые. Это театральный дебют ученого в роли автора спектакля. А Шамиль Джапаров впервые предстал в качестве театрального режиссера. Он был председателем Агентства по кино, телевидению и радиовещанию Киргизии и автором художественных и документальных фильмов, получивших более тридцати премий различных кинофестивалей. А лента “Кочевье космонавтов” в 1984 году номинировалась на “Оскар”. Наконец, на сцене театра, носящего имя Достоевского, впервые появится персонаж, изображающий самого классика. Годы семипалатинской ссылки для Достоевского были одним из самых сложных периодов жизни, здесь он нашел не только свою любовь, но и друга – Чокана.

– Спектакли по произведениям Достоевского шли у нас, а о нем самом ничего не написано, – сетует директор театра Яков ГОРЕЛЬНИКОВ. – Есть пьеса Оралхана Бокеева “Узник мертвого дома”, созданная в 1973 году, где главное действующее лицо – Федор Михайлович. Но она устарела драматургически, ее нужно переписывать, но никто не хочет за это браться.

Как бы ни велико было искушение в год 180-летия Валиханова представить историческую панораму, создатели спектакля решили сделать главный акцент на Чокане-человеке.

– Когда говорят об исторических личностях, на первый план выдвигаются штампы и стереотипы, а сам человек как бы выпадает, – говорит Шамиль Джапаров. – Кроме того, наш спектакль становится поводом поразмышлять о том, что такое смерть и жизнь, какое место занимаем мы в этом мире, чего хотим и чего смогли добиться.

Семей

Загрузка...