Опубликовано: 2465

"Гульнар Тур". Разбор пРолетов

"Гульнар Тур". Разбор пРолетов

Скандал с туроператором “Гульнар Тур” показал полную беспомощность сразу двух ведомств страны – Комитета индустрии туризма и Комитета гражданской авиации. Похоже, навести порядок в своих отраслях им никак не удается.Тайны следствия

Сейчас на руках казахстанцев около трех тысяч билетов в Турцию – они купили их у “Гульнар Тур” и ее официального партнера – турецкой авиакомпании Atlas Jet. Но увидят ли они турецкий берег – неизвестно.

Неизвестно также, кто и как будет возмещать убытки за сорванный отпуск.

Как сообщил прокурор Бостандыкского района Алматы Бауыржан ЖУМАКАНОВ, по заявлениям пострадавших – а их на четверг, 17 июля, больше 30 – возбуждено уголовное дело по статье “Мошенничество в крупном размере”. Ущерб – более 30 миллионов тенге, но, возможно, в итоге сумма будет больше, заявления продолжают поступать. Тогда ущерб переквалифицируют на особо крупный, эта статья УК предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества.

– Думаю, круг потерпевших значительно расширится, – сказал прокурор. – Иногородние граждане, зарубежные партнеры фирмы могут отправить нам заявления в электронном виде или по почте.

Однако на вопрос: где сейчас находится руководство “Гульнар Тур” (появились сообщения, что директор сбежал за границу) – Бауыржан Жумаканов не ответил, ссылаясь на тайну следствия.

Регулярный… чартер

На днях Ассоциация туроператоров Казахстана обратилась с открытым письмом в транспортную прокуратуру РК, Комитет гражданской авиации, Комитет индустрии туризма, чтобы казахстанские власти обязали турецкого перевозчика Atlas Jet выполнить свои обязательства перед туристами, которые приобрели авиабилеты.

В среду, 16 июля, на совещании в Нацио­нальной палате предпринимателей президент Ассоциации туроператоров Талгат ДАИРОВ вновь озвучил свою позицию касательно авиакомпании Atlas Jet:

– С лета прошлого года в Казахстане запрещены чартерные перевозки иностранными авиакомпаниями. Правильное решение. Вспомните, в 2013 году было банкротство турецкой авиакомпании Sky Airlines и турецкого туроператора Qualitum, пострадали наши туристы. В 2012 году – банкротство On Travel, когда болгарские учредители бросили туристов в Греции. Весной этого года между Казахстаном и Турцией было подписано межправительственное соглашение, и турецкая авиакомпания Atlas Jet получила возможность выполнять рейсы, но только регулярные, а не чартерные.

Отличие “регулярок” от чартеров: перевозчик несет полную ответственность за рейс, билеты имеются в открытой продаже, в аэропортах обозначены “слоты” – время вылета и прилета. Однако с самого начала на эти якобы регулярные рейсы невозможно было купить билеты. Авиакомпания Atlas Jet отправляла всех желающих приобрести билеты только в “Гульнар Тур”.

– Пока у турфирмы все шло хорошо, авиакомпания летала, – продолжает Талгат Даиров. – Как только появились проблемы – “спрыгнула” с рынка и на время прекратила рейсы. Сейчас объявили, что с 25 июля она снова возобновляет рейсы из Алматы, Астаны, но уже с другой туркомпанией. То есть фактически они работают как чартерная компания!

Риск – дело затратное

Вообще, очередной приход именно этой турецкой авиакомпании на казахстанский рынок выглядит, мягко говоря, странно. Напомним, 7 лет назад у воздушного судна “Аэробус-300” авиакомпании Atlas Jet при взлете в Алматинском аэропорту отказал двигатель. В результате аварийного торможения загорелось шасси. Расследование установило: техническое состояние самолета неудовлетворительное. Во время аварии из 6 аварийных трапов раскрылись только 3, остальные висели как тряпки. Восемь пассажиров получили травмы при эвакуации. После этого перевозчику долгое время не давали разрешение осуществлять чартеры из нашей страны. Тогдашний начальник Комитета гражданской авиации Мухит КУБАЕВ обещал “перекрыть кислород” этой компании.

Однако новое руководство комитета, видимо, решило рискнуть еще раз. Этот риск уже обошелся казахстанцам в немалые суммы. В итоге в минувший понедельник в комитете была создана рабочая группа по вопросам развития чартерных перевозок и внесения изменений в транспортное законодательство.

Вопрос председателю Комитета гражданской авиации Бекену Сейдахметову:

Почему ваше ведомство не работает на предупреждение подобных ситуаций?

Никто не может контролировать?

Сейчас, когда идет разбор полетов, звучат упреки и в адрес “неразборчивых и жадных туристов” – дескать, выбирают не ту турфирму, клюют на дешевизну. Хотя “Гульнар Тур” – не новичок на туристском рынке, достаточно известная компания. Правда, у нее и раньше были проблемы, сообщили нам представители туркомпаний. Как-то, например, билетов на чартерные рейсы было продано больше, чем могли вместить самолеты.

А 2014 год начался с продаж турпакетов “Гульнар Тур” вообще на несуществующие рейсы. На своем сайте они указывали компанию Invest-Avia, у которой бортов не было!

– В январе на заседаниях в Астане мы обсуждали с представителями комитетов, Казахстанской турассоциации и другими ситуацию: почему билеты продаются на рейсы, которых еще нет? – говорит Талгат Даиров. – “У нас нет такой информации” – удивили нас представители Комитета индустрии туризма. Сказали, что не имеют возможности контролировать туроператоров. А кто тогда имеет?

Есть в этой истории еще один непонятный момент: туроператор “Гульнар Тур” продавал билеты на июль еще одной авиакомпании – казахстанской “Джет Эйр”. Хотя ее свидетельство эксплуатанта истекало 30 июня, эта информация есть на сайте Комитета гражданской авиации. Интересно, как они рассчитывали в считанные дни продлить этот серьезный документ, обойдя все установленные законом сроки?

“Пузыри”, готовые лопнуть

Отечественный рынок туризма лихорадит из года в год. В прошлые годы в подобных ситуациях брошенных туристов даже вывозили с курортов за счет государства. Сгонять туда-сюда борт МЧС Ту-154 стоит более 130 тысяч долларов. А ведь одним рейсом дело не ограничивалось.

Сейчас ведомства принимают экстренные меры для сглаживания ситуации. Однако среди туркомпаний ходят разговоры о том, что “Гульнар Тур” – не последний “мыльный пузырь”. И спасать, возможно, придется и других “утопающих” представителей турбизнеса.

– Цены на путевки в Турцию сильно подскочили, но некоторые начали демпинговать, снижать цены, непонятно на что рассчитывая, – рассказали нам в некоторых компаниях.

Прояснить ситуацию с ценообразованием мы попросили директора одного из казахстанских туроператоров Анну ЗАГОРУЙКО.

– У туроператора, в отличие от обычной турфирмы, прибыль напрямую зависит от объемов продаж, – поясняет наша собеседница. – В “низкий” сезон” – апрель, май – туроператор может продать часть билетов себе в убыток, чтобы в “высокий” сезон продать подороже и быть в плюсе. Чем чаще рейсы летают, тем дешевле билеты. Поэтому туроператоры ставят цепочку чартерных рейсов начиная с апреля и заканчивая сентябрем или октябрем (что и делал “Гульнар Тур”. – Прим. авт.). Однако сложно предсказать, как поведет себя туристский рынок в тот или иной сезон: это никто толком не изучает. Когда оборотные средства вдруг заканчиваются, компания лопается, как в любом бизнесе.

И значит, опять чиновники будут “тушить пожар” государственными деньгами. Вместо того чтобы предупреждать подобные ситуации и следить за тем, чтобы их не возникало в принципе.

 Алматы


Загрузка...