Опубликовано: 1072

Грустный смех Паяца

Грустный смех Паяца

Бюджетная премьера состоялась в ГАТОБ имени Абая. Концертная постановка известной оперы Леонкавалло “Паяцы” с незамысловатым сюжетом и отличной музыкой обещает публике приятное времяпрепровождение.

Поскольку на полноценную постановку “Паяцев” денег не нашлось, алматинской публике и труппе придется довольствоваться концертным исполнением оперы. Такой формат предполагает, что солисты, хор и даже оркестр постоянно находятся на сцене. Декорации и костюмы не используются. Однако благодаря изящному сюжету, не утомляющему хронометражу, а главное, отличному музыкальному материалу от Руджеро Леонкавалло скучать не приходится.

В итальянское село прибывают бродячие артисты. Недда, жена хозяина труппы Канио, влюблена в местного крестьянина Сильвио. Нежные чувства к женщине также испытывает актер Тонио. Он, будучи отвергнутым Неддой, спешит рассказать ее мужу об измене. Канио с ножом в руке появляется в месте свидания жены с Сильвио, но не застает последнего. Гнев сменяется отчаянием, и сокрушенный Канио поет самую известную в опере арию “Смейся, паяц!”, которой и завершается первое действие. Во втором действии показано представление, которое дает труппа Канио. Разыгрываемые на сцене страсти так сильно напоминают только что случившееся в реальности. Недда в роли Коломбины поджидает возлюбленного Арлекина. Их романтическое свидание нарушает появление мужа Коломбины Паяца в исполнении рогоносца Канио. Он пытается узнать имя соперника. В припадке ревности супруг забывает, что они играют спектакль, и уже всерьез грозится смыть кровью павший на его голову позор. Публика восторженно аплодирует происходящему как удачной комедии и понимает весь драматизм ситуации слишком поздно. Обезумевший Канио убивает кинжалом сначала Недду, а за ней и Сильвио, поспешившего ей на помощь. Завершает спектакль его душераздирающая фраза “La comedia e finita!” – “Комедия окончена!”.

Самая яркая роль как в самой опере, так и в алматинской постановке – это Канио в исполнении мэтра казахстанской оперы Султана Байсултанова. Он, пожалуй, единственный из артистов, кто не только спел всю свою партию от и до, но и отыграл ее драматически, хотя это и не было полноценной сценической постановкой. Как совершенно справедливо заметил дирижер Ренат Салаватов, “одни с возрастом становятся все хуже и хуже, а Султан – все лучше и лучше”. Исполнительница роли Недды Гульзат Даурбаева, пусть и не уделяла много внимания драматической игре, спела свою партию очень достойно. Украсил постановку молодой солист Нуржан Бажекенов в роли Беппо – Арлекина, который в отличие от многих не пел с опущенными в ноты глазами.

Были некоторые претензии и к оркестру. Скрипки, то ли из-за того, что не видели дирижера за солистами, то ли потому, что так привыкли, категорически не хотели играть вместе. Собрать их не удавалось даже маэстро Салаватову. Он, кстати, остался очень доволен постановкой. И даже на “урезанное” концертное исполнение “Паяцев” смотрит с оптимизмом. Мол, пусть публика начнет слушать музыку, а не только ждет от театра шоу.

К сожалению, в этом месяце “Паяцев” больше давать не будут. Вероятно, следующего спектакля мы дождемся только в ноябре, и его представит уже другой состав солистов.

Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)

Загрузка...