Опубликовано: 3111

Госбюджет. На чем экономить будем?

Госбюджет. На чем экономить будем?

Похоже, государственный бюджет Казахстана ужимается еще до своего рождения. Правительство страны сейчас занято пересмотром проекта бюджета страны в ожидании падения цен на нефть и сокращения налоговых поступлений.Цена на нефть – главный показатель экономики Казахстана и главный наш источник доходов. За счет налогов и поступлений от добычи нефти, ее продажи и обслуживания нефтедобывающих компаний формируется более

половины налогов государственного бюджета Казахстана. Поэтому чем больше цена на нефть, тем больше денег поступает в казну. А любое падение мировых котировок заставляет сердца правительственных чиновников тревожно биться.

Прогнозы пессимистов

Последние годы были “жирными” для нашей страны. Нефть продавалась за 100 и более долларов за баррель. Но осенью этого года котировки пошли резко вниз. В октябре цена достигла исторического минимума – 84 доллара за баррель. По мрачным прогнозам аналитиков-пессимистов она вполне может скатиться и до 75. Прогнозы, конечно, дело субъективное, никто, похоже, толком не знает, как поведут себя цены. Но готовиться надо.

В проекте бюджета Казахстана на 2015–2017 годы была заложена цена на нефть в размере 90 долларов за баррель. Потери бюджета от нефтяного ралли могут составить миллиарды долларов. Значит, придется сокращать государственные расходы. Какие? Пока непонятно.

– Правительство пересматривает бюджет с учетом того, что нефть может опуститься до 80 долларов за баррель, – сказал первый вице-премьер РК Бакытжан САГИНТАЕВ журналистам на прошедшей неделе.

Министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК тоже упомянул о некой “подушке безопасности”, которую сегодня разрабатывает правительство. Правда, не указал, в какой форме будет создана эта подушка.

Сокращать расходы правительство будет обязательно. Пока непонятно, какой объем доходов может недополучить бюджет, так как в него закладывается среднегодовая цена на нефть. Если во второй половине 2015 года цены пойдут вверх, то страна покроет убытки. А если нет?

В каких местах сокращаться?

Какие расходы правительство будет резать? В Законе “О госбюджете на 2014–2016 годы” указаны только три сферы, которые не могут быть урезаны. Это общее образование, социальные программы и здравоохранение – те государственные расходы, от которых зависит социальное благополучие основной массы населения и может быть продолжено развитие государства. В сумме они составляют 40 процентов затрат республиканского бюджета. Все другие расходы могут быть оптимизированы.

Расходы общегосударственного характера также вряд ли будут уменьшаться – это затраты на содержание всего государственного аппарата. Силовой аппарат также сокращению не подлежит. Более того, после назначения главой Министерства обороны известного кризисного менеджера Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА есть уверенность, что эта сфера будет реформироваться, а это требует денег, и, значит, расходы на оборону будут расти.

Остаются такие сферы, как ЖКХ, спорт и культура, сельское хозяйство и экология, промышленность, транспорт, трансферты местным бюджетам, – в целом эти расходы занимают 27,6 процента бюджета. Наверняка в этой сфере грядут сокращение финансовых потоков и пересмотр каких-то программ, часть из них будет сокращена.

– Возможно, будут урезать программы с самой низкой отдачей в ближайшее время, – считает директор департамента аналитики АО “Private Asset Management” Дамир Сейсебаев. – Те программы, реализация которых может подождать. Может быть, проекты с большим периодом реализации. Что-то притормозят, что-то заморозят, что-то отложат до лучших времен. Однозначно – следует ограничить финансирование крупных мероприятий, представительских расходов. То есть тех, которые не работают на экономику. А вот сокращать социальные программы нельзя ни в коем случае. Во Франции в рамках сокращения расходов сделали это – в результате мы видим, к каким социальным конфликтам это привело.

– Я думаю, будет очень плохой идеей сокращать расходы на поддержку социально уязвимых слоев населения. Сама социальная помощь в Казахстане не очень выражена. Она росла в последние годы, но не так, как хотелось бы. Но можно смело сократить программы, где есть слово “пропаганда”, – уверена социолог, президент ОФ “Центр социальных и политических исследований “Стратегия” Гульмира Илеуова. – Кроме того, вполне можно сократить программу “Саламатты Казахстан” и другие социальные программы, чья эффективность не доказана.

Подушка Национального фонда

Поступления в 2015 году по прогнозу должны были составить 6 триллионов 309 миллиардов тенге. Это на 23 миллиарда тенге меньше, чем было собрано налогов в 2014 году. Запланированные расходы – 7 307 миллиардов тенге с ростом к уровню текущего года на 2,6 процента. Дефицит бюджета составит 997 миллиардов тенге, или 2,2 процента к ВВП.

Выросший дефицит покрывается за счет увеличения трансферта из Национального фонда. В проекте бюджета 2015 года из Нацфонда должно было поступить 1 триллион 702 миллиарда – это 24 процента бюджета. Тем не менее правительство может принять решение увеличить размер трансферта, считает глава аналитического подразделения АО “Халык финанс” Сабит ХАКИМЖАНОВ.

– Более вероятен сценарий, когда увеличат трансферт из Национального фонда. Это все-таки фонд, предназначенный для стабилизации, – уверен аналитик. – Если приняли решение о строительстве дороги от пункта А до пункта Б, освободили трассу, закупили технику и материалы, работают люди – потом раз, и все остановили? Для того чтобы завершить намеченные планы, и существует стабилизационный фонд. Но, по правилам, трансферт из Нацфонда ограничен суммой в 9 миллиардов долларов, и последнее время мы выбирали полностью эту сумму. Поэтому, скорее всего, либо правила поменяют и увеличат лимит, либо немного “порежут” бюджет.

А может, нефть подорожает!

Глава объединения “Финпотребсоюз” Айдар АЛИБАЕВ также считает, что правительство легко пойдет на увеличение лимита трансфертов из Нацфонда. Но уже по политическим мотивам.

– Следует учитывать, что Казахстан вступает в выборный период. На этом фоне никакие непопулярные сокращения расходов, которые связаны с потенциальным ростом социального недовольства, даже рассматриваться не будут. Поэтому если встанет вопрос о сокращении госбюджета, то сначала будет рассмотрен вопрос об увеличении трансфертов из Национального фонда.

С другой стороны, не факт, что цена на нефть останется такой низкой и придется сокращать бюджет. Ведь в мире есть силы, которые хотят понижения цен, но есть и такие, которым не выгодны низкие цены.

Это противостояние геополитическое, нюансов тут много, и кто одержит верх – неизвестно. Главное, чтобы наше правительство было готово к любому сценарию – и не в ущерб народу.


Загрузка...