Опубликовано: 1746

Город в дорожной петле

Город в дорожной петле

За годы строительства развязок чиновники "закатали" в асфальт и бетон почти 100 миллиардов тенге! Но сумма не окончательная. Налогоплательщики в ближайшие годы выложат еще сотни миллионов. Цена дорожных заторов растет, но пробок меньше не становится.

Почему развязки не стали спасением ни для автомобилистов, ни для пешеходов? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы отправились на экскурсию по дорогам мегаполиса вместе с проектировщиком Камалом Наурызбаевым, автором многих магистралей и эстакад старой Алма-­Аты.

Прямо в пробку!

Вот уже десять лет в южной столице строят развязки, пытаясь решить проблему автомобильных заторов в городе. На сегодняшний день в Алматы уже 20 таких монументальных памятников чиновничьим амбициям – один дороже другого. Водитель с восторгом пролетает по новеньким эстакадам, но уже через несколько минут судорожно жмет на педаль тормоза. Вот и приехали – ниже развязки огромная пробка.

Собственно, эти пробки и стали помехой для нашей импровизированной экскурсии. Объехать все развязки в будний день невозможно – вокруг них всегда затор. Это уже диагноз.

Поэтому мы отправились в рейд по дорогам с проектировщиком Камалом Наурызбаевым в выходной. Наш эксперт уже несколько лет не был в Алматы и ужаснулся увиденному!

Дорожные артерии забиты… базарами

– Каждый дорожный узел нужно рассматривать в системе распределения транспортных потоков всего города. А вы сами можете увидеть – проблемы решаются только локально. В этом главная беда, – говорит Камал Наурызбаев.

В этот момент мы как раз подъезжаем к развязке на пересечении улиц Розыбакиева и Рыскулова.

– Улица Розыбакиева – один из главных городских коридоров с юга на север. Она начинается на пр. Аль­Фараби и выводит потоки на Капшагайскую трассу. Когда идут поперечные автомобильные потоки с запада, эта улица должна перехватывать их и пускать в обход центрального района города, чтобы разгрузить его. Такая система была разработана еще в генеральном плане 1978 года, сегодня она реализована в этой развязке. Но, судя по всему, главную проблему развязка так и не решила, – говорит наш эксперт.

А вот и доказательство: выше и ниже развязки – заторы.

– Пролетая развязку на большой скорости, водитель попадает на узенькую улочку, которая физически не может пропустить обрушившийся на нее поток машин, – поясняет Камал Наурызбаев. – Развязка начала бы эффективно работать, если бы улицы, примыкающие к ней, имели хотя бы шестиполосное движение и особый скоростной режим.

Такая картина не только тут – дорога из города вся в “злокачественных опухолях”, многочисленные базары стопорят движение. Водители стараются объехать этот участок, и основной поток машин устремляется на другие и без того перегруженные улицы.

Решать эту проблему, похоже, никто не торопится. Для чиновников главное – развязка есть, галочка в отчете поставлена.

Поворота нет? Нарисуем!

Наша следующая остановка – у “подножия” развязки на пересечении улиц Жандосова и Сатпаева. Чуть выше, на улице Муканова, строится еще одна развязка. Это один из самых сложных дорожных узлов города. Здесь огромная проходимость машин, которые равномерно распределяются по всем четырем направлениям. Когда­то на этом перекрестке был светофор, и поворот с Жандосова налево, на Абая, был запрещен. Это создавало напряжение и неудобства. Построенная развязка – кстати, одна из самых затратных в городе – должна была решить эту проблему. И что мы видим?

– Поворота налево как не было, так и нет! Отсутствует и поворот направо в западном направлении с Абая на Жандосова, – поясняет Камал Наурызбаев. – Для чего же тогда строилась эта развязка?

Еще одна нерешенная проблема обнаружилась на развязке, которая находится на пересечении улиц Сейфуллина и Тимирязева.

– Проспект Сейфуллина пробивался еще в 1960­х годах, его главной функцией было отвести транспортные потоки в обход от центров тяготения, которые находились на улице Мира. Предполагалось, что здесь будет оживленное движение как вверх, так и вниз. Люди с утра ехали на работу в центр города и вечером обратно, на периферию. Путепровод построили, но дышать на пр. Сейфуллина водителям легче не стало. Дело в том, что, если водитель хочет повернуть с западной стороны Тимирязева вниз на Сейфуллина, он сделать этого не сможет. Левого поворота нет. И весь поток машин вынужден идти в центр, идет колоссальная загрузка параллельных улиц, – поясняет наш эксперт.

Большой минус этой развязки, по словам Камала Наурызбаева, – отсутствие поворота с Сейфуллина налево в сторону ул. Желтоксан. На развязке учтены только прямые и правоповоротные потоки. Водители поставлены в очень жесткие условия.

Впрочем, проехав чуть выше от этой развязки по пр. Сейфуллина, мы увидели попытку создателей развязки решить проблему отсутствующего левого поворота. Вместо того, чтобы строить дополнительные туннели или эстакады, было решено… нарисовать разрыв на дорожной разметке! Хочешь повернуть налево – стой и жди, пока пропустят встречные машины. И это на вылете из туннеля, где должно быть беспрепятственное движение! Решили сэкономить на безопасности и удобстве? Трудно в это поверить, глядя на сметную стоимость проекта. Это самая дорогая развязка в городе!

Ловушка для пешеходов

Заботясь об автомобилистах, проектировщики дорожных развязок напрочь забыли о пешеходах. Вместе с Камалом Наурызбаевым мы пытались перейти дорогу – и сразу скажем, это был смертельно опасный эксперимент.

Образцовая развязка на перекрестке ул. Белинского и пр. Рыскулова – одна из немногих в городе, где построили подземные пешеходные переходы.

Но пешеходы все равно почему­то предпочитают бежать через опасный поток машин! Как им это удается – ведь движение здесь скоростное и практически непрерывное?..

Но пользоваться таким подземным переходом еще опаснее. Он практически разрушен, в любой момент на голову могут свалиться плиты со стен. Кто­то усердно пытался разворотить даже бетонный пол. Переход превратился в общественный туалет для местных бомжей, в углах валяются горы бутылок и шприцы. Хозяина у этого перехода нет. Городской акимат открещивается от объекта, утверждая, что он еще не сдан в эксплуатацию.

Двигаемся дальше. Перед нами развязка на пересечении пр. Рыскулова и ул. Аэродромной. Вопрос с пешеходами здесь решен самым экономным и рискованным способом – с помощью обычного знака пешеходного перехода. Расположен этот “спасительный островок” для пешехода в таком месте, что это больше похоже на ловушку.

С пр. Рыскулова машины, не сбавляя скорости, мчатся на Аэродромную, чтобы выехать из города. Пешеходный переход – в трех метрах от поворота. Водители на повороте просто не видят помех. Чтобы затормозить, им остаются считанные секунды. А если на дороге гололед?..

– Здесь явно сэкономили на безопасности, – качает головой Камал Наурызбаев.

У этой развязки непростая история, для ее строительства требовалось снести несколько домов, люди скандалили, не соглашаясь на предложенные компенсации, работы затягивались…

Возможно, поэтому здесь так и не появились подземные пешеходные переходы, которые требуют дополнительной свободной территории.

Неужели вопрос нельзя решить?

– Здесь необходим надземный пешеходный переход. Лестница не занимает много места. Сверху на эстакаде можно сделать тротуар для движения пешеходов и отгородить его от основной проезжей части, – предлагает Камал Наурызбаев. – В любом проекте главной мерой всему должен быть человек, но почему­то на развязках интересы пешехода вообще исключили…

Мы двигаемся дальше. На развязке пр. Рыскулова – Райымбека есть подземные пешеходные переходы, но они находятся почти в 100 метрах от пересечения дорог. И пешеходы до них не доходят, перебегая дорогу где придется.

Кстати, когда мы поинтересовались в департаменте транспорта и автомобильных дорог насчет пешеходных переходов, нам предоставили список подземных и надземных сооружений, которые построят в следующем году. Из десяти объектов только три появятся около развязок…

Развязать узел можно!

На самом деле ситуация с заторами в районе базаров не безвыходная. Камал Наурызбаев предлагает решение, которое будет намного дешевле развязок. И главное – поможет эффективно работать уже построенной развязке.

Для этого нужно лишь подвинуть базарные ряды. От основной дороги к базарам надо проложить отдельные полосы движения, от которых пойдут съезды к торговым домам, тогда водители, приезжающие за покупками, не будут загружать основную скоростную магистраль.

Развязки­-утопленники

По словам нашего эксперта, при строительстве этой развязки не очень удачно использован рельеф местности, и осенние дожди могут стать для нее серьезным испытанием.

Список развязок с "подмоченной репутацией" возглавляет объект на пересечении Райымбека и Саина. Воду из него откачивали уже шесть раз. Причина – неисправная дренажная система и непродуманный план застройки.

Не справилась с проливным дождем и развязка на углу проспектов Аль­Фараби и Достык. В этом году испытание дождем пройдут еще три новые введенные в эксплуатацию развязки…

Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)

Загрузка...