Опубликовано: 2155

Город Святого Ленина

Город Святого Ленина

Один из самых интересных казахстанских художников Александр Ерашов представил в Алматы очередную ироничную и серьезную выставку – “СССР. Антиучебник антиистории”.

График Александр Ерашов живет и работает в городе Аксу Павлодарской области. Причем за неимением альтернативы художник по образованию трудится… слесарем-обходчиком на местной электростанции. В октябре 2006 года прошло знакомство южной столицы с Ерашовым, с его экспозицией под “аппетитным” названием “Мухоморы”. В ней выделялись две серии: “Провинция” – о замершей жизни на периферии и “Антиутопия” – размышления Александра о возможном будущем СССР. На этот раз он привез в Алматы выставку, еще дальше развивающую тему.

В экспозиции “Антиучебник антиистории” несколько раз фигурирует Санкт-Ленинбург – город святого Ленина. Владимиру Ильичу посвящен и целый триптих, где он предстает в образе древнеегипетского фараона с подведенными глазами и характерной бородой. Такое внимание к вождю мирового пролетариата Ерашов объясняет очень просто: “Ну какой СССР без Ленина? А образ фараона напрашивается сам собой. Его мавзолей – это пирамида. Лежит мумия в пирамиде, и все ей поклоняются”.

“Мы победили Интернет” – роскошная работа в духе советских пропагандистских плакатов, где СССР одерживает победу в информационной войне – Четвертой мировой (Третьей, по Ерашову, была холодная). На ней чья-то рука перерубает провода, как гидру капитализма, и крушит компьютеры. Иллюстрация выполнена в виде марки. “Никаких имейлов или СМС для общения, – объясняет художник свой ход. – Наклеил марку – и вперед”.

На работе, посвященной теории Дарвина, эволюцию предлагается ускорить и с помощью труда ударными темпами за пятнадцать лет сделать из шимпанзе Митяя слесаря Диму, внешне, кстати, мало отличающегося от своего предка. Другое творение воспевает еще одну идею – на этот раз классовой борьбы, где классу рабочих противостоит класс насекомых. В авангарде битвы наряду с дихлофосом находится главный печатный орган – газета “Правда”.

За всем этим советским антуражем не стоит видеть банальную ностальгию или сожаление Александра о павшей империи. С одной стороны, он иронично подмечает, во что вылилась советская идеология с ее доходящими до абсурда принципами. С другой – через образы, знакомые каждому жителю одной шестой части суши, Ерашов отображает и глупости, встречающиеся в современной жизни.

– Сейчас нелогичности не меньше, чем было во времена СССР, – говорит художник, – а то и больше. Но напрямую изображать ее неприлично. А советская тема позволяет завуалировать любой абсурд.

– В каждой вашей работе зашифровано столько мыслей. Может, стоит попытаться изложить их в виде, например, рассказов?

– Я вообще позиционирую себя как литератора. Однако я не владею художественным словом в полной мере. Но по факту мои работы – это литературные произведения. Они как иллюстрации к ненаписанному роману.

После алматинской выставки Ерашова начнется формирование экспозиции, которая будет представлена уже в одной из галерей Москвы.

Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)

Загрузка...