Опубликовано: 300

Главное – Честное Партнерство

Главное – Честное Партнерство Фото - Тахир САСЫКОВ

"Знаете, с чего начинается любая стройка?" – юрист Юрий БОЯРЦЕВ выдерживает многозначительную паузу. "С сооружения туалета?" – "Правильно. Это самый первый объект на любом строительном “пятне”. К нему никогда не зарастает народная тропа. В прошлом году, если помните, Президент ТОКАЕВ раскритиковал (хмыкает) санитарно-гигиенические узлы в курортной зоне Акмолинской области".

Тогда глава государства заявил: “О каком сервисе можно говорить, если мы не можем привести в порядок самое необходимое – придорожные туалеты, об ужасном состоянии которых не говорил только ленивый”. После этого проблему обеспечения указанными СГУ республиканских трасс вынесли на уровень Государственной программы развития туристской отрасли до 2025 года.

Запросы и возможности

Две недели назад АО “НК “КазАвтоЖол” объявило охоту на потенциальных инвесторов, готовых размещать объекты придорожного сервиса на дорогах республиканского значения. Частникам предлагают строить и эксплуатировать многофункциональные комплексы четырех категорий.

Справка “КАРАВАНА”

В первую категорию должны войти автозаправка с мойкой и станцией техобслуживания, мотель (не менее 25 номеров), благоустроенный теплый туалет, душевые кабинки, предприятия торговли и питания (не менее 40 посадочных мест), охраняемая стоянка, место для пикника и медпункт.

– Идея верная, потому что проблема старая. Решить ее, считаю, можно только на основе государственно-частного партнерства. Я четвертый год юридически сопровождаю такие проекты. Вижу, какие вопросы отпадают, какие возникают.

– И какие же, Юрий Алексеевич?

– С высоких трибун много говорили о поддержке малого и среднего бизнеса. Но формула ГЧП – лучший вариант для этого. Она дает предпринимателю удочку, а не рыбу в виде финансовой поддержки в любых формах. Мне нравится предложение “КазАвтоЖола”. Но ни одна частная контора не потянет все вышеперечисленные объекты. Они же разные! Если место перспективное с точки зрения вероятной прибыли, то для устройства такого комплекса объединяться придется нескольким деловым людям.

Второе: рядом должны быть точки притяжения туристов – национальные природные парки, сакральные и культурно-исторические “якоря”, другие объекты, которые интересны для путешественников. Третье: любой частник, который вложит свой капитал, должен быть уверен, что отобьет инвестиции хотя бы через 3–4 года. Пока таких гарантий мало. Но этот вопрос в прошлом году поднимали и Национальная палата предпринимателей “Атамекен”, и Казахстанский центр ГЧП. Так что телега, наконец, сдвинулась.

Четвертое: в прошлом году почти тысячу объектов придорожного сервиса привели в соответствие с Национальным стандартом. Многие – на основе государственно-частного партнерства. Не только туалеты – и для граждан Казахстана, и для иностранцев, которых у нас все больше с каждым годом. А это важный элемент комфортабельного отдыха. Ну и, в-пятых: областным и районным акиматам, особенно в регионах, которые притягивают туристов, пора открыть двери для частников, которые готовы рискнуть и вложиться в эти придорожные точки.

– Но не у всех местных исполнительных органов есть средства, чтобы войти в долю.

– Согласен. Любой проект должен быть просчитан вместе с частником. Если к заправке с сортиром “пришивают” магазин и кемпинг – это же должно как-то потом оправдаться? Надо смотреть пассажиропоток, локацию, другие риски.

Справка “КАРАВАНА”

Вторая и третья категории придорожных комплексов, по версии “КазАвтоЖола”, не требуют больших вложений. Четвертая – самая бюджетная: только АЗС, благоустроенный туалет и торговая лавка.

– Есть поручение Президента довести долю туризма в ВВП Казахстана до 8 процентов к 2023 году, до 15–16 миллиардов долларов к 2025 году. Если “КазАвтоЖол” сумеет наладить контакты с региональными госорганами, то думаю, что это удастся реализовать. Хотя есть вопросы. Хотите примеры? Нужна дощечка, или Отхожее место как показатель туристической привлекательности страны

– Хочу!

– В конце 2018 года в Восточном Казахстане одна тэоошка хотела построить кафе с туалетом перед въездом в национальный парк. Даже канализацию и воду туда подтянуть – по принципу 50 на 50 с местными властями. Но в акимате денег не нашли. Проект завис. Второй пример – из Южного Казахстана, я там часто бываю, потому что родом оттуда. Прошлой весной один частник возле Шардары хотел построить кемпинг – до сих пор решаем вопросы.

Но должен заметить, что примеров позитивного сотрудничества становится больше. Возможно, благодаря тому, что весной прошлого года на базе центра ГЧП услуги инвесторам начали оказывать по принципу “одного окна”. Может, инициатива “КазАвто-Жола” ускорит процесс? Я убежден, что государственно-частное партнерство и бизнес поднимет, и стране пользу принесет.

Поймите, ГЧП – это не благотворительность, а дорога с двусторонним движением! Просто некоторые чиновники на местах не вникают, что поддержка предпринимателей заключается в том, чтобы предоставить им площадку для реализации своих проектов.

Еще им надо понять, какие именно проекты реально могут принести прибыль региону. И переориентировать на них зарезервированные средства. Если я не ошибаюсь, на конец прошлого года в стране или подписаны, или в стадии подписания около 1 350 договоров в рамках ГЧП на 1,5 триллиона тенге. Часть из них уже реализована. Повторяю, я расцениваю это как прямую поддержку бизнеса. Пусть даже только половина из проектов “выстрелит” через 3–4 года. Кстати, в странах – лидерах мирового рынка туризма придорожный сервис дает солидный процент в национальный ВВП.

Грабли мирового опыта

Первыми начали экспериментировать в сфере государственно-частного партнерства британцы – в начале 90-х годов прошлого века. Мосты, дороги, придорожная инфраструктура вокруг исторических мест, школы, больницы, даже психушки. Но королевство гарантировало инвесторам прибыль. К лету прошлого года там реализовали более 700 больших проектов на 54 миллиарда фунтов стерлингов. Это и новые рабочие места, и рост поступлений в казну, и разделение рисков, и централизация госзакупок, и куча других выгод. При этом закона о ГЧП там нет до сих пор.

Потом этим же путем пошли американцы, канадцы, европейцы, страны Юго-Восточной Азии. Результаты появились не сразу. Пришлось менять законы и правила игры. Потому что болячки почти везде оказались схожими. Как и у нас.

Первая: всё еще низкие компетенции у чиновников в регионах и вероятных исполнителей. Дело поправимое. Если на носу “вкусный” проект – любая тэоошка подготовится к нему как к экзамену: лицензии, сертификаты, персонал…

Вторая: маркетинг. Не все вероятные претенденты, желающие принять участие в проекте “КазАвтоЖола”, знают, что у них есть шанс проявить свои таланты в этой сфере. Даже если знают, то пока не видят, с кем и как можно скооперироваться. Не все в курсе, что уже действует общая информплощадка в виде центра ГЧП. В Японии и Турции такую создавали несколько лет. Зато получили “нишевых” исполнителей на конкурентной основе и во многих сферах. В итоге некоторые средние предприятия выросли в большие компании. Потому что они сумели монетизировать свои технологические разработки и опыт. А начинали-то с малого. В Казахстане практиковать ГЧП начали менее 5 лет назад. Так что есть, на кого оглядываться и на что ориентироваться.

Справка “КАРАВАНА”

В международной практике на 1 доллар государственных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства приходится 3 доллара частных. В Казахстане пока такое отношение – 1,5 к 1.

В конце прошлого года министр национальной экономики Руслан Даленов подписал приказ, согласно которому проекты ГЧП должны “привлекать частные инвестиции на срок не менее трех лет”.

Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи