Опубликовано: 1300

Финансы: цена вопроса

Финансы: цена вопроса

Как показала прямая линия популярности министру финансов Болату ЖАМИШЕВУ и его ведомству не занимать. Живой интерес казахстанцев к теме разговора понятен - деньги нужны всем, и хорошо, когда их хватает на всех.

Раскрыть тайны миллионеров?

- Здравствуйте Болат Бидахметович. Звоню из Караганды. Как вы думаете, сможет ли всеобщее декларирование доходов повлиять на коррупцию и теневую экономику в нашей стране? И почему Вы переносите сроки начала декларирования – не в 2013 году, а в 2016?

- Следует сказать, что всеобщее декларирование призвано прежде всего обеспечить контроль над доходами, так называемых, конечных бенефициаров, то есть над конечными получателями выгод. Любой бизнес осуществляется для того, чтобы получить какую-то личную выгоду. Ровно также все мы работаем, имея в виду, что нам выплатят вознаграждение - заработную плату. Поэтому цель всеобщего декларирования – перенос контроля на конечных бенефициаров. А вопрос борьбы с коррупцией и теневой экономикой – уже попутный, пусть даже очень важный.

Мы не переносим сроки начала декларирования с 2013 на 2016 год. Утвержден план перехода к всеобщему декларированию, который предполагает, что уже с 2011 года мы начинаем организационно-технические мероприятия по подготовке к всеобщему декларированию. Они, мероприятия, в свою очередь предполагают разработку специальных программ. Для того чтобы объединить базы данных различных госорганов с базой данных налогового комитета. Например, данные по регистрации автотранспортных средств Министерства внутренних дел, по регистрации имущества Министерства юстиции. Все эти базы нужно будет объединить, для того чтобы сбор деклараций не превратился в бесполезную для государства, а для граждан - обременительную работу.

В 2013 году вводится предварительное декларирование, а с 2014 - последующее для работников предприятий с государственным участием и государственных учреждений, которые не являются госслужащими и сегодня не обязаны сдавать декларации. В 2014-2015 годах планируется уже отработать все процедуры по эффективному использованию данных по декларированию. В 2016 году – предварительные декларации будут сдавать все остальные граждане, соответственно в 2017 году – это будут уже последующие. Мы рассчитываем, что 2016 год является крайним сроком. Понятно, что при быстром и эффективном решении всех задач по внедрению всеобщего декларирования, мы эту дату можем и перенести.

- А кто это будет делать? Ваше министерство?

- В 2012 году планируется строительство четырех региональных Центров обработки данных. Центры будут оснащены специальным техническим оборудованием для цифровизации бумажных деклараций.

Это будет актуально, пока не увеличится доля электронных деклараций. Работники центров не будут являться государственными служащими Зарабатывать они смогут также на цифровизации данных архивов, библиотек и на других видах услуг. Одним словом, это будет организация, которую бюджет не будет содержать.

Работа по внедрению всеобщего декларирования уже началась, но требует этапности.

- Здравствуйте. Александр из Астаны. А вы можете сказать, какие у вас сейчас доходы, и какие налоги платите государству от них?

- В этом году я опубликовал в газете «Караван» информацию обо всех своих доходах.

Доллару выносить приговор рано

- Татьяна Ивановна из Алматы. Скажите откровенно, избавляться от долларов или еще можно подождать? Что будет с валютными депозитами?

- По этому вопросу уже звучало немало рекомендаций. Но решение, конечно, остается за вами. Откровенно скажу вам, Татьяна Ивановна, что ситуация сейчас на валютном рынке стабильная. А зависит она прежде всего от следующих факторов. У нас основным продуктом на экспорт является нефть и продукция горно - металлургической промышленности. Цены на эти товары растут, экспорт не уменьшается, и поступление валютной выручки в страну поступает без каких – либо осложнений. Далее. На ситуацию на валютном рынке влияет объем импорта. Участники внешнеэкономической деятельности обращаются в банки за покупкой валюты. Обменный курс складывается как результат спроса и предложения. Поступление валютной выручки у нас растет, а объем импорта последние годы снижается. Поэтому нет оснований говорить о том, что обменный курс в стране подвержен какому-то риску.

Чиновников слишком много

- Мадина из города Балхаша. Услышав об Указе по сокращению госчиновников, потеряла покой. Столько людей останутся без работы! А говорим о том, что сокращаем безработицу?

- За 10 лет численность госслужащих выросла на 50 процентов. И это никак не связано с увеличением объемов работы. Поэтому было принято политическое решение сократить число госчиновников на 15 процентов. Эта мера призвана поставить заслон ползучему росту числа госслужащих. Все сокращения будут проходить в полном соответствии с трудовым законодательством. В случае его нарушения, каждый может обратиться в соответствующие инстанции.

- Скажите, осуществляется ли в частных школах финансирование из государственного бюджета?

- В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» обеспечение предоставления начального, основного среднего и общего среднего образования, включая вечернюю (сменную) форму обучения, и общего среднего образования, предоставляемого через организации интернатного типа относится к компетенции местных исполнительных органов.

При этом, за счет бюджетных средств осуществляется финансирование государственных организаций образования на основе требований, устанавливаемых государственными общеобязательными стандартами образования по уровням образования, и норм, определяемых законодательством Республики Казахстан.

Частные организации образования услуги по обучению в рамках государственных общеобязательных стандартов образования предоставляют на платной основе и доходы от реализации товаров (работ и услуг) используют самостоятельно.

Подробности о слабостях бюджета

- Меня зовут Аскар, сам финансист, звоню из Алматы. Мне интересно узнать мнение финансового аналитика, коим являетесь вы, какое, на ваш взгляд, оказалось самое слабое место в бюджете нынешнего года?

- Республиканский бюджет текущего года был сформирован в строгом соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Если говорить о слабых местах, то они связаны с бюджетным законодательством, такие моменты есть. Если говорить об исполнении бюджета, то по расходам имеет место слабая организация его исполнения госорганами, в частности, не выполняются оперативно процедуры, которые должны быть проведены, для того, чтобы осваивать бюджетные расходы. Одна из процедур – это проведение государственных закупок. Мы внедряем электронные закупки и в этом году всех госорганы по методу ценовых предложений проводят их исключительно в электронном формате, что значительно сокращает время. По методу конкурсов, мы в министерстве финансов порядка 100 конкурсов экспериментально провели в электронном формате на сумму 1 400 миллионов тенге. А со следующего года мы вносим поправки в законодательство с тем, чтобы электронные конкурсы широко применялись всеми госорганами и тогда сроки их проведения сократятся в два раза. Это, безусловно, будет способствовать эффективному освоению бюджетных средств.

Если говорить о доходах, то в связи со вступлением в силу Таможенного Кодекса с 1 июля, конечно, были различные организационные моменты, но все они успешно решены.

Надо научиться иметь и считать деньги

- Недавно по телевизору видел, как некоторые депутаты Мажилиса упрекали вас, что расходование бюджетных средств ведется бесконтрольно. Подтверждение тому, якобы, недоосвоенные на это время 130 миллиардов тенге. О каких именно средствах они говорят?

- Если принять во внимание что Правительство до завершения финансового года определилось какие средства не будут востребованы и их следует перераспределить – это означает наличие контроля, а не его отсутствие. Это первое. Второе, если говорить о 130 миллиардах тенге, то мне представляется, что нужно думать о том, как повысить самостоятельность госорганов в перераспределении средств между программами, при этом ни в коем случае не должна пострадать прозрачность бюджета, не должны затрагиваться полномочия парламента в части полноты информации относительно утверждаемого ими бюджета. Но, тем не менее, как это принято во всех странах, самостоятельность должна быть выше. И тогда бы восемь миллиардов тенге, которые не потребовались министерству труда и социальной защиты по одним программам, но потребовались на другие социальные выплаты, не надо было бы утверждать в Парламенте. Это могло бы сделать само Правительство.

Министерство транспорта и коммуникаций сэкономило по проекту "Реконструкция международного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай" 25 миллиардов тенге и в принципе, часть средства они могли бы направить на программы по дорогам, строительство которых ведется с опережением. Но опять же, только парламент может рассмотреть эти вопросы.

Министерство финансов сэкономило 8,8 миллиарда тенге по обслуживанию долга. Поскольку дефицит бюджета на 2010 г. был существенно увеличен, предполагалось, что мы для его финансирования должны будем привлечь деньги из-за рубежа, то есть разместить евробонды. Но мы в текущем году сумели финансирование дефицита бюджета осуществить за счет внутренних займов и сэкономить средства, предусмотренные на обслуживание долга.

В министерстве сельского хозяйства « застряли» 10,1 миллиарда тенге и большая часть из них образовалась, потому что не были выплачены субсидии в связи со списанием значительных площадей из-за засухи. Министерству сельского хозяйства, конечно, нужны средства на другие программы, но и этот госорган не может их самостоятельно перераспределить, так как эта процедура проходит через уточнение бюджета.

Есть программы, по которым выполнение строительных работ не укладывается в графики строительства, как например, в Агентстве по строительству. В министерстве образования тоже не уложились в сроки по строительству. Тем не менее, все эти объекты будут завершены.

Я все это говорю, ни в коем случае не в оправдание, а для того, чтобы всем читателям газеты «Караван» было понятно, что идет нормальный бюджетный процесс. Все эти средства будут эффективно использованы. Перераспределение бюджетных средств ни в коем случае не означает, что они изначально планировались куда-то, где вообще были не нужны и затем от этого отказались.

Зря обиделись

- Болат Бидахметович, из Петропавловска звоню, госслужащий. Что-то я не понял реакции депутатов по вопросу о повышении налога на заработную плату. Первыми об этом заговорили, как они утверждают, СМИ, не пройдя «обкатку» в парламенте. Они, что увидели в этом подрыв своего авторитета?

- Я впервые это озвучил после того, как правительство проголосовало по проекту Налогового Кодекса, в котором эти нормы содержались. Иными словами, была озвучена не какая-то моя личная инициатива или министерства финансов, а озвучено решение кабмина.

Риск есть всегда

- Звонит вам пенсионер, недавний шахтер. Возможно этот вопрос не по адресу, но хотелось бы узнать ваше мнение, как одного из опытнейших экономистов, о том, грозит ли нам кризис пенсионной реформы?

- Уважаемый аксакал! Когда мы говорим о каком-то возможном кризисе, необходимо разобраться, прежде всего, в проблемах, которые сегодня существуют. У нас сегодня существует многоуровневая пенсионная система. Те, у кого значительный трудовой стаж на 1 января 1998 года, ориентируются на солидарную систему, то есть на пенсии, которые выплачиваются из бюджета. Поэтому здесь очень важно, чтобы уровень пенсионных выплат находился на должном уровне, это важно для получателей. А для государства важно, чтобы общие расходы на пенсионные выплаты оно было в состоянии финансировать. Если говорить о размерах пенсий, то за три года размер пенсионных выплат, включая два предыдущих и 2011 год вырастет в два раза. С 1 января 2011 года пенсии будут увеличены на 30 процентов. Что касается возможности финансирования, то с начала пенсионной реформы, не было ни одного случая, когда по каким-либо причинам государство не исполнило свои обязательства. Т.е. здесь каких-либо рисков мы не видим.

Что касается накопительной пенсионной системы. Сегодня очень много говорят о том, что здесь есть риски. На самом деле, я считаю, что накопительная система за эти годы показала свою устойчивость. Накопительная пенсионная система дважды прошла через кризисные годы. Она прошла через годы, когда экономика росла быстрыми темпами. И, как всем известно, ни один из прогнозов относительно того, что пенсионная система может рухнуть, не состоялся.

Тем не менее, определенные риски в накопительной пенсионной системе есть. Основная проблема, о которой говорится достаточно много – это недостаток финансовых инструментов для инвестирования. Но я бы эту проблему не относил к проблемам, которые вообще накопительную пенсионную реформу делают бесперспективной. Сегодня накопительные пенсионные фонды инвестируют в значительной части в государственные ценные бумаги, и имеют возможность инвестировать в зарубежные ценные бумаги. И поэтому недостаток финансовых инструментов внутри страны, в принципе, может быть закрыт за счет инвестиций за рубеж.

Ключевой вопрос – это соотношение между доходностью инвестиций и уровнем инфляции. Если инфляция будет выше, чем доходность, понятно, что в реальном выражении доходность будет отрицательной. За пять лет на первое сентября доходность составила 43,3 процента. Но уровень накопленной инфляции составил 61,5 процента. То есть, в реальном выражении доходность - отрицательная. Если же обеспечивать уровень инфляции не выше 6 процентов годовых, что в принципе реально, а задача правительства держать инфляцию на уровне 6-8 процентов, то за пять лет накопленный уровень инфляции составит 33,8 процента. То есть, если мы даже будем иметь доходность по пенсионным активам как сейчас 43,3 процента, а инфляция будет за пять лет 33,8 процента, из расчета 6 процентов в год, тогда доходность пенсионных накоплений будет положительная в реальном выражении. Поэтому я вижу задачу государства, правительства в снижении инфляции до уровеня не выше 6 процентов.

К примеру, в 2007 году доходность пенсионных фондов инвестиций составила 10 процентов годовых. Это очень хороший процент. Но с учетом того, что инфляция была в этот год значительно выше, весь этот эффект был нивелирован.

Классика подоходного налога

- Здравствуйте, меня зовут Лариса, звоню из Алматы. В чем сохраняется финансовая опасность для нашей страны? Преодолели ли мы кризис?

- Очень интересный вопрос. Когда мы говорим, что в целом мы из кризиса вышли, то имеется в виду макроуровень. Сейчас у нас нет никаких рисков, связанных с исполнением обязательств государства, нет рисков в стабильности банковской системы. Но риски на микроуровне еще существуют. Мы решаем проблемы в строительном секторе, если говорить про микроуровень, поддержав прежде всего дольщиков, которые стали инвесторами в большом количестве объектов и не получили свое жилье. Государство вложило бюджетные деньги, конечно, на возвратной основе, и таким образом большинство жилищных комплексов будет достроено. Но, при этом, нельзя пока говорить об оживлении рынка ипотечного кредитования.

Если говорить о банковском секторе, мы, безусловно, избежали дефолта наших крупнейших банков, избежали системного риска в этом секторе, избежали риска неплатежей, тем не менее качество ссудного портфеля остается плохим и нужно несколько лет, чтобы эта ситуация выправилась. Ситуация отражается на деятельности субъектов среднего и малого бизнеса, точнее несырьевого сектора, Это проблемы микроэкономики и риски здесь остаются.

- Я не брала кредитов, не вступала в ипотечное строительство, реально оценив свои возможности, чего не сделали сотни дольщиков и кредиторов. Теперь получается, что за счет моих налогов вы поддерживаете их? Тогда, что я имею от налоговой политики, лично, как любой казахстанец?

- Вопрос правильный. Если бы эти риски не представляли угрозу стране в целом, то никогда бы государство это не делало. Если бы какой –то отдельный застройщик не выполнил бы свои обязательства и это было бы проблемой одного или нескольких объектов, ясно, что из бюджета бы никто и никогда деньги не дал. Но в условиях, когда это приобрело масштабы, при которых под угрозу была поставлена экономическая безопасность страны, которая затрагивает, как вас, так и меня налогоплательщика, который тоже не вкладывался в какие – то объекты. И банкам помогать в принципе нельзя и незачем, если это не затрагивает всю финансовую систему. В ликвидации нескольких системообразующих банков наступит просто коллапс. Понятно, что правительство должно было среагировать, тем более, что спусковой крючок всей этой ситуации находился вне нашей страны. Сейчас Агентство финансового надзора внесло в парламент дополнительный законопроект по ужесточению регулирования деятельности банков, исключения рисков в финансовой системе.

Что касается выгоды налогоплательщику, то все знают, что за счет налогов формируется государственный бюджет. Из него выплачиваются пенсии, социальные пособия, содержатся системы здравоохранения, образования, армия, правоохранительные органы. Есть еще культура, спорт. За счет государственного бюджета реализуются инвестиционные программы, строятся и содержатся дороги, водоснабжение, строительство крупных объектов инфраструктуры – электростанции, железные дороги, и очень многое другое. По сути, за счет налогов существует государство.

Финансы есть, их не может не быть

- Меня волнует, как рабочего человека из Темиртау, перспективы на будущее. Сейчас идет кропотливая работа над бюджетом 2011 года. Каких приоритетов в нем придерживается ваша команда?

- Приняты две государственные программы: развития здравоохранения «Салауатты Қазақстан» и развития образования. И приоритетом бюджета 2011 года является начало реализации этих программ. Единая национальная система здравоохранения предполагает расходы в 2011 году 245 миллиардов тенге и дополнительно еще 65 миллиардов на расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи детям, женщинам, поэтапная вакцинация детского населения против пневмококковой инфекции, что показало высокую эффективность в снижении заболеваемости детей воспалением легких и последствиями его. Укрепление службы по чрезвычайным ситуациям путем оснащения вертолетной техникой и многопрофильными передвижными госпиталями, должны быть завершены строительные работы по объектам в рамках проекта «100 школ – 100 больниц». Кроме того, в сфере образования предполагается обеспечение реализации программы «Балапан» по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением. То есть, это то, что было утеряно в 90-е годы, система дошкольного воспитания, детские сады. Программа развития образования предполагает развитие данного направления, обеспечение и внедрение системы электронного обучения, с тем, чтобы нивелировать недостаток квалифицированных кадров в малокомплектных, сельских и прочих школах, где есть проблемы с кадрами. Кроме того, увеличится доступ учебных организаций к сети Интернет. В области культуры будет принята госпрограмма функционирования развития языков. Также приоритетом является финансирование программы форсированного индустриального инновационного развития (ФИИР), в основном, за счет привлеченных средств, не государственных, но есть вложения и бюджетных средств.

Нарушения под колпак классификации

- Звоню из Кокшетау, сама финансист. Интересно, как ошибки исполнения нынешнего бюджета, учтены при составлении бюджета следующего года? Что нового привнесено в бюджет 2011 года?

- Вы, наверное, имеете в виду методологию и организацию исполнения бюджета. Проект Бюджетного Кодекса мы подготовили и он уже на стадии внесения в парламент. Предполагается, что будет изменена схема финансирования организаций с государственным участием. Они откроют счета в Казначействе с тем, чтобы пополнение уставного капитала, поскольку это осуществляется исключительно целевым образом, осуществлялось по мере потребности в этих средствах. Размещение свободных остатков нашими Национальными Холдингами на депозитах было актуально в период банковского кризиса, поскольку депозиты наших нацкомпаний – это тоже средства, которые обеспечивали ликвидность банков. Сейчас, поскольку этот вопрос в целом решен, мы будем финансировать пополнение уставного капитала организаций с госучастием исключительно по мере использования этих средств на те цели, на которые они выделяются.

Помимо того, мы в Бюджетный Кодекс включили классификацию нарушений. Это очень важно для оценки исполнения бюджета. Когда Счетный комитет, финконтроль говорит о каких-то нарушениях, и при этом нет четкого классификатора, то не очень ясно населению, что вкладывается в тот или иной термин.

Кроме того, мы предполагаем, как я уже говорил, что в связи с внедрением в практику всех госорганов государственных электронных конкурсов, существенно улучшатся показатели прозрачности, эффективности по направлению организации исполнения бюджетных средств.

В Бюджетное Законодательство также предлагается внести изменения в части усиления ответственности участников бюджетного процесса за нарушение бюджетного и иного Законодательства.

Совет от министра

Меня зовут Талгат, я приехал в Астану искать счастье. Посоветуйте, как стать миллионером?

-Талгат, вы сначала определитесь: вы приехали в Астану искать счастье или чтобы стать миллионером?

Прямую линию провела Людмила ЛЕЕВА, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана

Загрузка...