Опубликовано: 1 1130

Ежегодно на модернизацию дряхлого теплоснабжения выделяют 100 миллиардов

Ежегодно на модернизацию дряхлого теплоснабжения выделяют 100 миллиардов Фото - Тахир САСЫКОВ

В Казахстане средний уровень износа основных средств субъектов естественных монополий в сфере передачи и распределения электроэнергии составляет в настоящее время 67 процентов, теплоснабжения – 69 процентов, водоснабжения – 60 процентов. При этом ежегодно на модернизацию систем тепло- и водоснабжения из бюджета предусмотрено выделение до 100 миллиардов тенге.

Больше вливаний – меньше потерь?

Такие данные “КАРАВАНУ” предоставили в пресс-службе комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Уровень потерь по итогам 2014 года в сетях при передаче и распределении электроэнергии достиг 13,4 процента, теплоснабжения – 25 процентов, водоснабжения – 20 процентов.

Вынужденная на протяжении многих лет мера по сдерживанию тарифов привела к тому, что в затратную часть не закладывались средства на модернизацию сетей, сетуют в регуляторе. Большую часть бремени по модернизации систем тепло- и водоснабжения государство берет на себя – ежегодно на эти цели выделяется до 100 миллиардов тенге. В частности, объем инвестиций, направленных на модернизацию в сфере водохозяйственных и канализационных систем, в 2012 и 2013 годах был равен 5 миллиардам тенге, в 2014-м – 5,5 миллиарда тенге. В сферах распределения электроэнергии и теплоэнергетики: 2012 год – 43,5 миллиарда тенге, 2013-й – 43,5 миллиарда тенге, 2014-й – 45,6 миллиарда тенге.

Вторая часть инвестиционных вливаний возложена на самого субъекта, происходит это через тариф, который утверждается в рамках предусмотренного механизма.

– Таким образом, до 2020 года мы должны добиться того, чтобы уровень  износа основных средств снизился в среднем на 15 процентов и нормативных потерь в сетях – на 0,5–2,5 процента, – планируют в КРЕМ и ЗК.

Как ожидает регулятор, в рамках вводимых долгосрочных инвесттарифов со сроком действия 5 и более лет на услуги СЕМ объем инвестиций за 2015–2020 годы в сферах естественных монополий и регулируемых рынков составит около 2,1 триллиона тенге.

Миллиарды тенге, километры сетей

В свою очередь в комитете по делам строительства, жилищно-коммунального  хозяйства и управления земельными ресурсами миннацэкономики нам сообщили, что за последние пять лет на модернизацию и реконструкцию инженерных сетей по республике выделено свыше 59 миллиардов тенге, в том числе: в 2011 году – более 7 миллиардов, 2012-м – более 12 миллиардов, 2013-м – более 14 миллиардов, 2014-м – более 20 миллиардов и в прошлом году – более 4 миллиардов тенге.

В рамках госпрограммы инфраструктурного развития “Нұрлы жол” на 2015–2019 годы в прошлом году на реализацию 92 проектов было выделено 60 миллиардов тенге. На 2015–2016 годы запланировано построить и реконструировать 258,8 километра сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.

По итогам 2015 года построено и реконструировано 140,9 километра сетей теплоснабжения и 60,5 километра сетей водоснабжения и водоотведения. Оставшийся объем – 57,4 километра – будет выполнен в этом году.

Примечательно, что в рамках Программы развития регионов до 2020 года из республиканского бюджета на развитие коммунального сектора в прошлом году на реализацию 28 проектов было выделено порядка 4 миллиардов 731 миллиона тенге. В частности, по теплоснабжению – 11 проектов на 2 миллиарда 948 миллионов тенге, газоснабжению – 12 проектов на 1 миллиард 705 миллионов тенге, электроснабжению – 5 проектов на 78 миллионов тенге.

Фактически, утверждают в комитете, построено и реконструировано порядка 392 километров инженерных сетей, в том числе теплоснабжение – 31 километр, электроснабжение – 61 километр, газоснабжение – 302 километра и 3 котельных до 100 Гкал/ч. Интересно было бы узнать, какие выводы по освоению и использованию данных колоссальных средств позднее вынесут Счетный комитет и комитет финансового контроля минфина.

Не исполнил – компенсируй

Вместе с вводом в прошлом году новой тарифной политики антимонопольщики усилили контроль за исполнением инвестиционных программ, которые рассматриваются на коллегиальной основе. Законодательство при этом призвано обеспечить соблюдение субъектами определенных стандартов услуг, внедрение показателей качества и надежности оказываемых услуг.

– Ежегодно проводится мониторинг исполнения субъектом мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет. Неисполнение субъектом определенных обязательств, к примеру, по модернизации и развитию, которые субъект взял на себя при получении тарифа, влечет со стороны КРЕМ и ЗК введение компенсирующего тарифа, когда потребителям компенсируют убытки, причиненные субъектом естественной монополии, – отмечают в пресс-службе КРЕМ и ЗК.

К примеру, по итогам 2014 года в Астане компенсирующие тарифы введены для 12 субъектов, у которых общая сумма необоснованного полученного дохода составила около 1,2 миллиарда тенге, в Павлодарской области – для 7 субъектов по 10 видам регулируемых услуг, у которых сумма общего недоосвоения составила около 178 миллионов тенге. Потребителям ежегодно возвращаются переплаченные деньги за тепло. Так, по итогам прошедшего отопительного сезона потребителям возвращено порядка 1 миллиарда тенге.

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ