Опубликовано: 2044

Евро-3: страна получит отсрочку?

Евро-3: страна получит отсрочку?

Публикации в СМИ и недовольство общественности, похоже, сдвинули

вопрос об экологическом стандарте на автомобили Евро-3 с мертвой точки: глава Министерства транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинов предложил перенести срок введения этого стандарта на полгода!

Победит ли здравый смысл?

Министр Кусаинов выступил с инициативой о переносе срока введения Евро-3 на 1 июля 2011 года. Это сообщение появилось в его блоге на сайте Министерства транспорта и коммуникаций в минувший понедельник, 22 ноября. Там говорится, что основной причиной стали многочисленные обращения физических лиц, заключивших контракты на поставку японских автомобилей ранее 2005 года выпуска из США и Европейского союза, но не успевающих доставить их на территорию Казахстана до 1 января 2011 года.

Напомним, что о переходе на Евро-3 было объявлено лишь этой осенью.

– Надо было объявить о переходе на Евро-3 хотя бы за полгода, – возмущается предприниматель Олег БОЖКОВ. – Через две недели после того, как я приобрел в Японии 5 машин и оплатил их доставку, СМИ сообщили, что Евро-3 введут с 1 января 2011 года! Значит, машины наверняка не успеют прибыть до Нового года и я потеряю вложенные деньги.

Экологический стандарт Евро-3 призван регулировать содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств. Страны Европейского союза ввели его в 1999 году, а в 2005 году на смену ему пришел Евро-4. Несмотря на то что о переходе на Евро-3 в нашей стране говорится уже давно, но какой-то продуманной подготовки, утверждают эксперты, не велось. Сейчас, если предложение министра Кусаинова не будет принято, пострадают не только тысячи казахстанских предпринимателей, занимающихся доставкой автомобилей в нашу страну. Это будет большой удар по тем, кому просто не по карману приобретение новых дорогих машин. То есть очень широкий слой населения Казахстана будет лишен возможности купить доступные автомобили.

О главном снова забыли

Не менее серьезная проблема кроется в качестве казахстанского топлива.

Чтобы при работе двигателя выделялось как можно меньше вредных веществ, в него следует заливать качественное топливо. Не зря ведь вице-министр охраны окружающей среды РК Мажит ТУРМАГАМБЕТОВ сказал, что вводить Евро-3 желательно лишь после модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Этого же мнения придерживается и председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ. Он считает, что более 30 процентов казахстанского моторного топлива не соответствует даже уровню Евро-2!

Мы обратились за разъяснениями к известному казахстанскому ученому – академику Национальной академии наук, доктору химических наук, лауреату Государственных премий Казахской ССР Гаухар ЗАКУМБАЕВОЙ.

– Если в машины, двигатели которых рассчитаны на бензин стандарта Евро-3, заливать бензин Евро-2, толку не будет, – поясняет Гаухар Закумбаева. – Улучшения экологических параметров мы не добьемся. В советское время октановое число 76 достигалось за счет добавки тетраэтилсвинца, а сейчас – путем применения присадок. И то и другое – очень сильные яды. Кроме того, в казахстанском и российском бензине много серы, ароматических углеводородов и бензола. Дело в том, что в России и Казахстане бензин получают в процессе реформинга из легкой фракции нефти. В таком топливе до 70 процентов ароматических углеводородов, в том числе значительное количество бензола, который является канцерогенным веществом.

В Европе и США еще в 70-е годы стали полностью удалять из бензина тетраэтилсвинец и на новые автомобили начали устанавливать нейтрализаторы. В Японии пошли по такому же пути. А в Казахстане и России октановое число 90–95 достигается не за счет улучшения качества топлива, а за счет вредных для здоровья присадок.

Сейчас у нас три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) – в Шымкенте, Павлодаре и Атырау. Там выпускают бензин низкого качества, он содержит очень большой процент ароматических углеводородов, олифатических парафинов и серы. И этот показатель в 100 раз (!) превышает требования стандарта Евро-3! Павлодарский НПЗ в основном перерабатывает российскую нефть, так как еще в советское время туда был проведен нефтепровод из Татарстана и Башкортостана. Качество бензина Павлодарского НПЗ немногим выше, чем шымкентского. Атырауский НПЗ сейчас стремится выйти на Евро-3,однако это вряд ли получится.

Технологии есть, а бензина нет!

– Чтобы улучшить качество казахстанского бензина, необходимо на всех трех НПЗ срочно возвести установки изомеризации, – убеждена академик Г. Закумбаева. – Тогда мы станем получать разветвленный изоалкан с очень высоким октановым числом – около 100. И никаких вредных присадок не нужно.

С каждым годом мы расходуем все больше легких фракций нефти, а остаются более тяжелые. Чтобы из тяжелой нефти получить хорошее топливо, ее необходимо подвергать крекингу. В Казахстане крекинг-установка имеется лишь в Павлодаре, но она часто ломается. Для процесса изомеризации необходимы катализаторы. Ученые Алматинского института органического катализа и электрохимии имени Д. В. Сокольского создали не только новые технологии, позволяющие получать хороший бензин, но и катализаторы. В 2001 году к нам приехали руководители одной фирмы из Китая. По их словам, они объездили несколько стран, но лучше нашего катализатора КТ-19 не нашли. Китайцы купили катализатор и теперь продают нам свой бензин! А мы не можем внедрить свои разработки в производство! Ведь для этого нужно провести крупные пилотные испытания, а казахстанские научно-исследовательские институты не имеют необходимых установок!

В настоящее время мы работаем не только с бензином и дизельным топливом, но и с попутными газами, которые сжигаются в факелах возле месторождений нефти. Нашими учеными созданы технологии, позволяющие получить из попутного газа моторное топливо. Тогда и факелы бы потушили, и экологию не загрязняли! Но чтобы от теории дойти до практического внедрения, нужны пилотные испытания. Кстати, под Алматы построили технопарк. Там для нашего института должны были возвести пилотную установку для проведения испытаний, но до сих пор ничего не построили!

Недоработали или пролоббировали?

Вот и получается, что с введением экологического стандарта Евро-3 казахстанские чиновники, как всегда, основательно не проработали вопрос. Даже если инициативу министра Кусаинова поддержат и сроки введения экологического стандарта перенесут на полгода, то модернизировать нефтеперерабатывающие заводы все равно не успеют! Тогда в новые автомобили нам придется заливать старый бензин, и вредных выбросов меньше не станет! Вот и появляются догадки, что каким-то влиятельным лицам просто понадобилось убрать с рынка машины, доступные большинству граждан.

Возможно и то, что кто-то в очередной раз лоббировал интересы владельцев крупного автобизнеса и лицемерно прикрыл их меркантильный интерес заботой об экологии!

Вопрос министру транспорта и коммуникаций Абельгази КУСАИНОВУ:

– Для чего понадобилось вводить экологический стандарт Евро-3, если казахстанское топливо ему не соответствует?

Загрузка...