Опубликовано: 27000

Если каждый захочет воспользоваться “правом отказаться от вакцинации”, у нас будут большие вспышки инфекций - эпидемиолог

Если каждый захочет воспользоваться “правом отказаться от вакцинации”, у нас будут большие вспышки инфекций - эпидемиолог

Страсти по предлагаемой министерством здравоохранения обязательной вакцинации не утихают в обществе ни на минуту. Люди пишут посты в социальных сетях, публикуют видеообращения, рассказывают, почему они “за” или “против” превентивных прививок.

В конце прошлой недели завершилось обсуждение проекта нормативно-правового акта “Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки, Правил их проведения и групп населения, подлежащих плановым прививкам”, выложенного в открытом доступе. Свыше 15 тысяч комментариев оставили пользователи под этой версией документа, и еще немало – в социальных сетях. Предлагается следующие профилактические прививки сделать обязательными: от туберкулеза, полиомиелита, вирусного гепатита В, вирусного гепатита А, коклюша, столбняка, дифтерии, гемофильной инфекции типа b, пневмококковой инфекции, кори, краснухи, паротита, рака шейки матки. Сейчас граждане имеют право отказаться от прививок по личным мотивам. В прошлом году это сделали почти 17 000 человек. Если данный документ будет принят, единственная легитимная причина отказа от вакцинации – из-за состояния здоровья ребенка.

Некоторые вопросы, которые регулярно озвучиваются в обществе, мы задали кандидату медицинских наук, руководителю общественного объединения “Вакцинология”, эпидемиологу Айнагул КУАТБАЕВОЙ.

Лучше предупредить “пожар”, чем тушить его

– У граждан Казахстана не будет вариантов избежать иммунизации?

– При наличии медицинских противопоказаний. Но мы не хотим, чтобы люди отказывались от вакцинации. Понятно, когда отказ связан с состоянием здоровья, но, если каждый захочет воспользоваться “правом отказаться от вакцинации”, у нас будут большие вспышки инфекций, во время которых в первую очередь могут пострадать те, у кого нет иммунитета. Все же должны понимать, что вакцинация нужна. Представьте, если бы у нас не было вакцины против кори, мы бы испытывали намного большее бремя этой инфекции, чем сейчас от COVID-19, потому что заразность ее намного выше. Если сейчас будем соглашаться на то, что люди будут отказываться и не вакцинировать детей, у которых тоже есть права, но они ограничиваются со стороны родителей, мы можем прийти к ситуации, когда будут постоянные вспышки. И будем работать на “тушение пожара” – в итоге получим и инвалидизацию, и смертность из-за того, что многие вакциноуправляемые инфекции не имеют специфического лечения. Точно так же, как сегодня от коронавирусной инфекции нет специальных препаратов.

– Предполагается, что система медотводов будет действовать так же, как прежде?

– Однозначно будет. Мы должны сказать, что система в целом не поменяется – только подход, тактика проведения вакцинации детей, идущих в организованные коллективы. Прежде чем попасть в такие коллективы, ребенок должен быть уже иммунизирован. Чтобы во время обучения или воспитания не было никакого риска для развития вспышечной заболеваемости.

В целом до 2013 года в Казахстане вакцинировались все дети, за исключением тех, у которых были медицинские противопоказания. И у нас было очень мало отказов до момента выхода последней редакции Кодекса, когда стало нужно подписывать информированное согласие. Определенную часть населения само подписание этого согласия стало пугать. Они решили, что государство отказывается брать на себя ответственность за возможные поствакцинальные последствия. Нет, конечно.

Прививки работают против токсинов

– Действительно ли существует необходимость в таком количестве обязательных прививок, которые указаны в перечне? Например, от нескольких видов гепатитов?

– В любой стране мира вакцина в Календаре прививок появляется с учетом эпидемиологической ситуации. Любая вспышка инфекционного заболевания – это нагрузка на систему здравоохранения, потребность в дополнительных койках для госпитализации, лабораторной диагностики, лечения. Понятное дело, что есть противовирусные препараты, которые тоже не всегда бывают специфическими, они симптоматические. Когда дети болеют какой-то вирусной инфекцией, неизбежно в отдельных случаях присоединение бактериальной микрофлоры. То есть нужно будет получать дополнительные бактериальные препараты.

Насчет гепатитов. Вирусный гепатит А – это кишечная инфекция, которая поражает печень. При гепатите А болезнь протекает легко, осложнения бывают редко, но в довакцинальный период мы регистрировали вспышечную заболеваемость, связанную с водным путем передачи, контактным путем. Дети дошкольного и школьного возраста, как правило, заражались в каникулярный период. В итоге, когда они приходят в организованные коллективы, они заражают других.

Вирусный гепатит В – один из актуальных вопросов медицины в мире. Это инфекция, которая среди детей до 6-летнего возраста переходит в хроническую форму в 90 процентах случаев. При переходе в хроническую форму у заболевших развивается рак печени, гепатоцеллюлярная карцинома. Вероятность развития таких осложнений после заражения вирусным гепатитом В очень высока. В 1990-х годах у нас среди населения было очень высокое носительство гепатита В – около 9 процентов (согласно классификации ВОЗ – это высокий уровень носительства), сейчас, после 20 лет вакцинации, оно снизилось до 1 процента. То есть мы одновременно обеспечиваем защиту на индивидуальном уровне каждого ребенка и на уровне популяции – всего населения, снижение других дополнительных рисков, в том числе заражение через носителей.

Также мы детей с 2-месячного возраста прививаем против дифтерии, коклюша и столбняка. Эти вакцины называются анатоксинами, работают не против самого возбудителя, а в отношении токсинов, которые он выделяет.

При попадании в неиммунный организм токсины вызывают безвозвратные процессы со стороны центральной нервной системы, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так, например, после перенесенной дифтерии сердечная мышца поражается почти в 100 процентах случаев, то есть возрастает риск инфаркта миокарда и других заболеваний сердца. Самая крупная вспышка дифтерии в Казахстане была зарегистрирована в 1995 году.

Так вот, когда много людей вакцинируется, эти возбудители не находят себе нишу и уходят из внешней среды, то есть не циркулируют среди населения. Например, в Казахстане с 2009 года не регистрируется дифтерия. Этому способствовало то, что мы не только среди детей, но и среди взрослого населения широко проводим вакцинацию против столбняка и дифтерии. Начиная с 16-летнего возраста через каждые 10 лет подростковое и взрослое население получает плановую вакцинацию против этих инфекций, а также при обращении в травматологические пункты в связи с любыми травмами с нарушением целостности слизистых и кожи. Как антивакцинальное лобби дошло до Казахстана

– У многих вызывает сомнение прививка от рака шейки матки. Говорят, что она экспериментальная?

– На самом деле качество вакцины здесь абсолютно никакой роли не играет. Это одна из вакцин генно-инженерного порядка, производится на основе пекарских дрожжей и не имеет в своем составе инфекционного агента, который, как пишут некоторые авторы, может вызвать рак шейки матки у девочек, привести к бесплодию. Абсолютно никакого такого начала в этой вакцине нет, наоборот, она обеспечивает стойкий иммунитет не только от рака шейки матки. Если эту вакцину делать мальчикам, у них в организме тоже вырабатывается иммунитет и снижается риск различных аногенитальных (венерических) заболеваний папилломавирусного порядка. Действительно, генотипов папилломавирусных инфекций достаточно много, из них самые актуальные – это 11-й, 16-й, 18-й, 31-й, 33-й и другие типы. А вакцина защищает в будущем от многих видов рака органов репродукции.

Можем потерять больше

– Если вакцинация перейдет в разряд обязательных, люди настаивают, что должно проводиться тщательное обследование детей до получения прививки.

– На самом деле в глубоких обследованиях перед вакцинацией необходимости нет для большинства населения. То есть предварительного осмотра в день прививки, измерения температуры, проверки кожных покровов, опроса родителей достаточно. Если только ребенок не состоит на диспансерном учете у невропатолога, аллерголога и других специалистов, при этом нужен тщательный план индивидуальной вакцинации.

С узкими специалистами, в том числе с невропатологами, мы тесно сотрудничаем. Мы изучали в отдельных регионах обоснованность назначения медицинских противопоказаний. И выяснили, что до 85 процентов медотводов со стороны невропатологов необоснованны.

То есть, может, врачи, с одной стороны, не хотят на себя лишний раз брать ответственность, а с другой – где-то родители играют на этом. Так получается, что они прикрываются тем, что у ребенка когда-то был синдром или синдромокомплекс, и начинают это раздувать.

А такие дети как раз в первую очередь могут пострадать, если будут в контакте с больным корью, коклюшем, паротитом, дифтерией и другими инфекционными заболеваниями. Эти инфекции поражают головной мозг, центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему и имеют тяжелые последствия.

– Что касается детей-аллергиков?

– Основные аллергические реакции на вакцину уже известны. И здесь нужна тактика, выбор времени и клинического состояния, когда провакцинировать. Но мировая медицина доказала, что вакцина не будет у таких детей давать тяжелых реакций – последствия от самой инфекции гораздо тяжелее, чем последствия от небольшого подъема температуры или кратковременного недомогания. Вакцинироваться нужно обязательно, бояться не стоит. Надо бояться той информации – неправильной, безграмотной, необоснованной, которая распространяется в обществе.

Надо понимать, что без вакцинации мы можем потерять больше. Тогда появится другая группа населения: “Почему вы не поставили прививки своевременно?”.

Помните, когда несколько лет назад была вспышка менингококковой инфекции в Алматы и столице, люди спрашивали у министра здравоохранения РК, почему мы не вакцинируем? Менингококковая инфекция коварна, дает высокую летальность, но в настоящее время нет универсальной защиты от нее, надо прививаться в несколько этапов и в зависимости от тех типов, которые циркулируют на той или иной территории. У нас вспышки бывают только в отдельных регионах, потому что климатические условия этому способствуют. В массовой вакцинации необходимости нет, только для групп риска. Например, когда паломники выезжают в Саудовскую Аравию, риск заразиться менингококковой инфекцией очень высок, и все лица, собирающиеся туда, должны быть провакцинированы, чтобы обеспечить как свою защиту, так и защиту от заноса инфекции при возвращении их в страну.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи