Опубликовано: 1659

Если 1 сентября – черный день календаря

Если 1 сентября – черный день календаря

Умиляющая картина: девочки с белыми бантами, мальчики в нарядных костюмах, учителя, утопающие в цветах, а еще трепетные волнения, пафосные речи об открытых дверях в мир знаний. Так начинается школьная жизнь, если смотреть на картинку со стороны. Заглянув в душу отдельного школяра, можно увидеть совсем иное – леденящий страх, комплексы, отбивающие все желание учиться, а случается, и жить.

"Хочешь в школу?" – это вопрос во времена моего советского детства, помнится, был традиционным в канун 1 сентября. При этом, каким бы ни был ответ ребенка, взрослые тут же отвечали: "Надо!".

Времена, когда нежелание идти в школу без разбору списывали на детскую лень или отсутствие тяги к знаниям, к счастью, прошли. Сегодня душевное самочувствие учеников мониторит целая армия школьных психологов. Но детских страхов перед школьной жизнью это не убавило.

Психолог Дмитрий АГАПОВ уверен: если ваше чадо идет в первый класс, вы сменили школьный коллектив, у ребенка хмурое настроение и тревога в эти предшкольные дни, ему нужна психологическая помощь:

– Начало обучения или смена школьного коллектива изменяет жизнь ребенка. Это новые контакты, новые условия жизни, новые требования.

Держитесь до середины октября

– Как долго может затянуться притирка?

– Длительный период, в нем есть три этапа. Во-первых, ориентировочный этап, когда на новые условия жизни отвечают бурной реакцией практически все системы организма. Такая "физиологическая буря" идет до двух недель, и ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Дети устают быстрее, чем раньше, им труднее удерживать внимание.

Во-вторых, неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные варианты реакций. "Цена" деятельности снижается, "буря" затихает.

И, наконец, период относительно устойчивого приспособления – лучшие способы деятельности найдены, большинство из нового в школе освоено, отношения с новыми лицами установлены, ребенок определился со своим местом и ролью среди сверстников.

 Все три этапа обычно проходят в 5–6 недель, то есть до 10–15 октября.

Махните на ошибки

– Чем помочь?

– Важно давать вашему ребенку больше возможностей для полноценного отдыха. Учитывайте его сниженную работоспособность – он может допускать больше ошибок, чем обычно, не понимать новый материал, говорить о сложностях обучения в новой школе, забывать давно известное или недавно изученное. Это нормально для начала любого обучения. Вы можете объяснить ребенку особенности его состояния и поддержать его, сказать, что это временные трудности.

Готовьтесь болеть

– У многих детей начало учебного года начинается с болезней, это совпадение?

– В период адаптации обостряются заболевания, на проблемы ребенок может реагировать, например, повышенной температурой, учащением респираторно-вирусных заболеваний. Это происходит, потому что чрезмерная стрессовая реакция ослабляет иммунитет. При этом стресс на уровне организма завершается примерно за 1–4 первые недели пребывания в новой школе. А стресс на психическом уровне действует до 6 недель, в крайнем случае может затягиваться и до полугода.

Источником стресса на психическом уровне, утверждает психолог Агапов, является переживание ребенком эмоций, причем как негативных, так и положительных. Поэтому особенно важны доверительные отношения с родителями, в рамках которых он может поделиться своими переживаниями, эмоциональными впечатлениями от того, что с ним происходило. Здесь важно уметь полно и качественно выслушать ребенка.

Меньше вопросов, мама!

– Как разговорить ребенка, если он не делится переживаниями?

– Проблема многих родителей в том, что они говорят, говорят… Но надо уметь слушать и слышать ребенка. Это очень сложное искусство.

Прекрасно описан навык активного слушания в книге Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребенком! Как?" в главе-уроке 5 "Как слушать ребенка".

– В чем секрет активного слушания?

– Лучше, чтобы разговор по душам был там, где никто не помешает. Мобильный телефон убрать или поставить на беззвучный режим. Времени для разговора должно быть достаточно, не менее 15–20 минут. Если вы торопитесь куда-то, душевный разговор вряд ли получится. Если у вас ограничено время – лучше сразу скажите, сколько времени у вас есть для разговора. Важно, чтобы вы могли периодически смотреть в глаза ребенку, поддерживая контакт. Между вами не должно быть препятствий в виде стола, ручек кресла, подушек, сумок. В момент слушания все внимание необходимо сосредоточить на ребенке, на его рассказе. В хороших местах рассказа слегка кивайте головой, выражая согласие и поддержку, и не стоит этого делать, когда рассказ идет о чем-то неприятном для ребенка. Если рассказ эмоционален, то ничего говорить вам не нужно, дайте ребенку выплеснуть свои эмоции. Если же рассказ спокойный, то говорите слова: "Да", "конечно", "хорошо". Можете повторить что-то своими словами, давая понять, что понимаете ребенка. Задавайте меньше вопросов, чтобы выслушивание не превратилось в допрос: ребенок сам расскажет то, что его волнует, если увидит, что его слушают по-настоящему. Закончить выслушивание можно, когда вы увидите, что ребенок полностью истощил свой рассказ. Он расслабится, станет слегка веселым, может быть, вздохнет с облегчением.

Не превратитесь в нового родителя

Очевидно, новая школьная жизнь – это новые реалии и для родителей, которые переживают за дитя. Перестроить свой метод общения с ребенком на новые рельсы, даже если они проверенно идут в нужном направлении, в одночасье, стоит признаться, нам, родителям, ой как нелегко.

Дмитрий говорит, что торопиться здесь не нужно. Все должно быть органично:

– Лучше общаться и выслушивать, так как вы привыкли, и постепенно пробовать что-то новое, чтобы ребенку не пришлось адаптироваться еще и к новому родителю! Главное – общаться искренне и почаще! Тогда вы будете действительно вместе и преодолеете все сложности.

С началом учебного года, и пусть 1 сентября для вашей семьи будет праздничным днем календаря.

Петропавловск

Загрузка...