Опубликовано: 19900

Это только цветочки: мукомолы из Северного Казахстана заявили о грядущем кризисе

Это только цветочки: мукомолы из Северного Казахстана заявили о грядущем кризисе

В Северном Казахстане, зерновой житнице страны, мукомолы заявляют о грядущем кризисе. И то, что мука сейчас подорожала, – это только цветочки.

Серьезная проблема

Мукомолы говорят, что еще в начале уборки просили правительство ввести экспортные таможенные пошлины на зерно, чтобы то, что остается в стране, продавалось по доступной цене. Но эти просьбы остались только просьбами. А вот ажиотаж, подогреваемый слухами о том, что в Казахстане плохой урожай, сделал свое дело.

Узбекские, таджикские мукомолы принялись усиленно закупать наше зерно, цена стала расти. И нашим мельницам пришлось ее покупать по тем же раздутым ценам.

– Сейчас в помол пошло то зерно, которое мукомолы закупили по пиковым ценам – по 125 тысяч тенге за тонну. Соответственно, поднялась цена на хлеб. Сегодня рост цен на муку замедлился. Узбекистан, возможно, уже пресытился. Рыночная цена на пшеницу начала проседать. Но мы узнали, что “Продкорпорация” планирует увеличить закупочную стоимость зерна до 130 тысяч за тонну. Теперь государственными инструментами пытаются поднять эту цену, – говорит Таисия КОЛЕГОВА, вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана.

При таком раскладе говорить о том, что мука будет дешеветь, не приходится. Больше того, то, что хлеб – всему голова, в этом случае оборачивается куда более серьезной проблемой, чем просто подорожание булки в магазине у дома.

То, что будет расти в цене всё мучное, уже понятно и ребенку. Только дорогая мука автоматически тянет за собой удорожание мяса, птицы и яйца. Городской житель порой и не задумывается, что мука – это не только хлеб. Это отруби, зерноотходы, которые и есть главный корм в животноводстве и птицеводстве. Например, птицеводы подсчитали, что 70 процентов себестоимости яйца зависит от стоимости корма.

Сегодня мукомолы Казахстана говорят, что, если так пойдет и дальше, отруби и зерноотходы будут “золотыми”. А это значит, животноводы и птицеводы просто могут остаться без кормов.

Пашем на Узбекистан?

– Сейчас мы теряем рынок Афганистана, потому что его захватывает Узбекистан.

Мука, произведенная в Узбекистане из казахстанской пшеницы, парадоксально дешевле нашей.

В Казахстане около 170 мельниц, 80 процентов из них работают на экспорт. Наш внутренний рынок могут обеспечить и 30 мельниц. Без внешнего рынка оставшиеся просто вымрут, – уверена Таисия Колегова.

Ну как тут не прослезиться – Узбекистан работает на нашем зерне и оставляет нас с носом. Казахстанские мукомолы говорят: секрет успеха соседа-конкурента в том, что он сумел поднять на ноги мукомольную отрасль с помощью новых производств, там дешевая рабочая сила, на руку ему и то, что Афганистан к нему гораздо ближе, чем к нам.

– В 2012 году Казахстан занимал первое место по экспорту муки в мире. Теперь мы можем остаться локальным производителем только для себя. Мукомольная отрасль не существует отдельно. В переработке все отрасли взаимосвязаны. Например, 30 мельниц никогда обеспечат животноводство кормами. Сейчас муку экспортируем, а отруби-то у нас остаются. Можем превратиться просто в сырьевой огород, – сокрушается Таисия Колегова. Загоняют в угол: в Казахстане в скором времени могут продавать хлеб только из узбекской муки

Резать по живому

Аграрный эксперт и независимый директор Ассоциации “Верховный совет крестьян” Кирилл ПАВЛОВ прогнозирует, что, например, килограмм говядины в декабре будем покупать по 4 тысячи тенге. Цены взлетят на все продукты. И огромную роль здесь играет подорожание твердых зерновых кормов.

– Чем больше у нас поднимают стоимость дизтоплива, тем дороже обходятся накладные расходы. Растут в цене удобрения, всё, что сидит в себестоимости муки, всё ведь сейчас дорожает. Нужно просто быть готовыми к тому, что цены будут расти на все продукты.

При этом бороться только с ценами на хлеб, макароны и мясо с яйцами, похоже, всё равно, что воевать с ветряными мельницами. Резать нужно по живому, считает эксперт.

– Следует готовиться к тому, что у нас на 40 процентов сократятся посевы. Я бы и на 60 процентов сократил и перепахал эти зерновые поля, превратил бы их в пастбища. Экономика только выиграет. Мы сейчас получаем по 7–8 центнеров с гектара пшеницы непонятной урожайности и качества. Поэтому цены на всё будут только расти, – уверен Кирилл Павлов.

При этом эксперты утверждают, что попытки сдерживать цены популярными у чиновников меморандумами да рейдами по прилавкам точно не помогут ни покупателю, ни стране в целом. Всё, что они могут реально дать, – отчеты в соцсетях о проделанной работе.

ПЕТРОПАВЛОВСК

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи