Опубликовано: 3550

Электронное обучение – слишком дорогое удовольствие

Электронное обучение – слишком дорогое удовольствие

В вопросах воплощения новой, электронной системы обучения сегодня много неясностей. Как довести Интернет до всех аулов? Как научить учителей тому, что знает каждый школьник? Почему это обходится государству очень дорого? Эти вопросы возникают после знакомства с электронной системой обучения e-learning.Не нужно хаять образование…

Такими словами начала свое выступление перед родителями директор одной из школ Алматы на следующий день после “громкого разбирательства” по делу e-learning в Астане. Не удивлюсь, что в эти дни встречи с родителями провели и другие школы. Им рассказали, что по системе e-learning в школу завезено оборудование на много миллионов тенге. Правда, пока его не запустили – не доходят руки.

Рассказала директор и о недавней поездке на международную конференцию: ее впечатлили планы казахстанских чиновников по реформе образования, по технологиям будущего. Не без иронии поведала и о качестве зарубежного образования: “Наши троечники в Британию едут и становятся звездами по физике, химии, биологии. Нам бы это хорошее качество образования не уронить с новшествами всеми этими”.

К чему это все? Да к тому, что казахстанская система образования еще держится на том, что было наработано в советскую эпоху. Но это накопленное заканчивается, так как теряются ресурсы человеческие, а чтобы их воспитать, нужны новые подходы…

Казахстанский продукт: можем ли гордиться?

Систему электронного обучения начали внедрять с 2011 года в школах и колледжах. Оно призвано сделать систему образования прозрачной, инновационной, мобильной и времясберегающей. Планировалось к 2020 году стопроцентно охватить электронным обучением все школы и колледжи Казахстана. Оно, по расчетным данным, обойдется бюджету примерно в 15 миллиардов тенге. Рассказывая о достоинствах программы, ее создатели – руководство АО “Национальные информационные технологии” (НИТ) – убеждали: учителя высвобождаются от ненужной рутины ведения бумажной отчетности, расписание составляется с помощью компьютера, посещение детьми школы, их опоздания, оценки и другие достижения можно фиксировать в этой системе быстро и непринужденно. Одним кликом мыши. Да и родителям будет спокойнее: все пятерки и двойки вашего ребенка, домашние задания можно контролировать с помощью мобильника или компьютера, получая всю информацию в СМС-сообщении или на электронный адрес…

В стране 8 200 школ и колледжей. В 2011-м, на старте программы e-learning, компьютерная грамотность населения была весьма высока – 47 процентов. Но, по мнению создателей “электронного правительства”, не учитывается факт, что при умении владеть мышкой и выходить в Интернет пользователи не знакомы со специализированной компьютерной грамотой. Мол, нужна подготовка. Поэтому учителя оказались не готовы к e-learning.

На презентации в алматинском лицее № 39 учителя и вправду замешкались с логинами и паролями. Но потом сориентировались. И в целом систему оценили. Отметили удобство при составлении расписания, выставлении оценок, хотя попеняли на ведение “двойного журнала”– электронного и обычного. Создатели обещали решить этот вопрос. Продемонстрировали и дистанционные возможности системы: теперь ученики-инвалиды, не имеющие возможности прийти в школу, или дети, живущие в отдаленных районах, могут, сидя перед компьютером, слушать объяснения учителя и отвечать ему уроки. Ведь система позволяет открыть онлайн-учебник, прослушать аудиоурок, ответить на тестовые вопросы, решить задачи и получить оценку.

На вопрос “Каравана”, может ли сегодня войти в систему любой школьник с домашнего компьютера, руководитель АО “Нацио­нальные информационные технологии” Руслан ЕНСЕБАЕВ затруднился ответить, но обещал проработать этот вопрос.

Не ждите “удовлетворения сразу всех страстей”

Сама идея электронного обучения для нашей страны очень актуальна, – говорит президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман АЛШАНОВ. – Придерживаться мнения, что мы еще не готовы к его внедрению, – это шаг назад. Надо поднимать уровень отстающих по внедрению Интернета и в целом информатизации школ и колледжей. Система только разворачивается, ожидать “удовлетворения сразу всех страстей”, как говорит Олжас Сулейменов, не стоит. Дело затрудняется из-за удаленности школ, низкой информационной грамотности учителей. Нужно думать, как довести Интернет до аула, как сделать, чтобы в малокомплектных школах, а их более 56 процентов, тоже могли усвоить этот урок. Об этом должны думать заказчики и исполнители программы. Мы были в Прибалтике в сельской школе, там вовлеченность в Интернет такова, что учителя уже не поспевают за своими учениками. Дети приходят на урок вооруженные самыми современными знаниями. Возможно, для повсеместного внедрения Интернета нужно использовать возможности спутников – “Казсатов”…

Вопрос – в затраченных средствах

Президент Интернет-ассо­циации Казахстана Шавкат САБИРОВ не согласен, что система провалилась из-за низкого проникновения Интернета в Казахстане и малого количества владеющих компьютерной грамотой:

– Сегодня, по разным данным, процент проникновения Интернета в стране составляет 50–55 процентов. Причем почти нет роста пользователей в таких крупных городах, как Алматы и Астана. Потому что население мегаполисов уже “пресытилось” Интернетом. Он у них везде – дома, на работе, на мобильных устройствах. А в регионах идет активный прирост аудитории очень быстрыми темпами. Что же касается e-learning, то никто не предъявляет претензий к функциональным возможностям самой системы. Вопрос – в менеджменте и затраченных средствах. Ведь никто внятно не ответил на вопросы депутатов Мажилиса: почему компьютер стоит, к примеру, 190 тысяч тенге? Для школ можно было купить и подешевле. Почему программное обеспечение и антивирусные программы стоят несколько сотен миллионов тенге? По моему мнению, Министерство образования сделало правильно и вернуло 10 миллиардов тенге в бюджет, с тем чтобы исполнители системы отчитались по суммам, затраченным на ее внедрение. Известно, что многие поставщики программного обеспечения дают хорошие скидки, когда речь заходит о проектах для образовательных целей. Мне кажется, ни у кого нет сомнений в профессиональных качествах системы, просто нужно дать внятное обоснование цены.

В России давно дистанционное образование стало нормой: в Томске, Красноярске, Новосибирске, других городах Сибири, где я недавно побывал, таким образованием охвачены буквально все – от школьников и студентов до желающих повысить свой образовательный уровень. Оканчивая школу, выпускник уже имеет какую-либо специальность. Думаю, электронному обучению альтернативы в будущем нет.

Министерство образованияпредъявляет претензии

“Караван” адресовал возникшие по поводу e-learning вопросы Министерству образования и науки.

В частности, управление информационных технологий министерства уточнило, что на сегодня электронное обучение внедрено в 581 организации образования (528 школ и 53 колледжа), в 2013 году планировалось подключить к проекту 578 организаций образования (547 школ и 31 колледж).

На вопрос о претензиях со стороны министерства ответ был такой:

– Министерство образования и науки намерено принимать выполненные работы от АО “НИТ” как единую цельную систему. Если в рамках договора подключаются в 2013 году 578 школ и колледжей, то необходимо обеспечить завершение всех работ – от подготовки рабочей документации, создания вычислительной сети, установки и настройки необходимого оборудования и программного обеспечения до обучения пользователей. На сегодня АО “НИТ” не предоставило необходимую документацию, а уже декабрь...

– Каковы недостатки?

– Во-первых, по результатам внедрения пилотного проекта в 44 организациях образования необходимо было провести полноценный анализ, который позволил бы выявить все недостатки, в первую очередь – по готовности школ к внедрению системы электронного обучения. Во-вторых, необходимо утвердить концепцию проекта, которая бы четко расставила цели, задачи, приоритеты. В-третьих, не подготовлена нормативно-правовая база для обеспечения успешности проекта. В-четвертых, система электронного обучения создана преимущественно для среднего образования и не учитывает специфику технического и профессионального образования. В-пятых, внедрение проекта было поручено АО “НИТ” от постановки оборудования, программного обеспечения до обучения пользователей и учителей. Местные исполнительные органы, непосредственно работающие со школами и колледжами, остались в стороне. Хотя могли бы обеспечить эффективность внедрения проекта на местах. Ведь управления образования областей и городов лучше всех владеют ситуацией, зная изнутри проб­лемы и техническую картину каждой школы и колледжа. Участниками этого проекта являются свыше 5 миллионов человек, мы стараемся не делать поспешных выводов.

– Есть ли возможность разработки мобильных приложений образовательного сайта или системы e-learning?

– Одним из требований договора этого года является поддержка портативными мобильными устройствами как самой системы электронного обучения, так и цифровых образовательных ресурсов. Использование мобильных устройств является не роскошью, а необходимостью иметь доступ к образовательной среде в любое время и в любом месте.

– Возможен ли уже сейчас доступ к образовательным ресурсам школьников и студентов колледжей?

– За 2011–2012 годы разработаны образовательные ресурсы по 6 предметам среднего образования и 8 специальностям технического и профессионального образования. Все, кто получил логины и пароли, могут иметь доступ ко всем ресурсам проекта.


Алматы


Загрузка...