Опубликовано: 6624

Экономия вышла боком

Экономия вышла боком

Власти вновь объявили охоту на киргизские авто: владельцы машин с приметными номерами желтого цвета вынуждены прятать своих железных коней во дворах или в гаражах у знакомых. Или даже вывозить из страны!Ввоз машин из Киргизии неожиданностью для контролирующих органов наверняка не являлся: еще в прошлом году власти наблюдали, как из-за Кордайского бугра на

class="tag">Алматы надвигается вал из тысяч киргизских авто – с введением у нас в стране новых таможенных пошлин машины у соседей оказались дешевле.

Однако на прошлой неделе автомобили с киргизскими номерами принялись задерживать и увозить на склады временного хранения.

Так как разыскивали “киргизов” в плотных транспортных потоках и останавливали их для проверки документов экипажи дорожной полиции, то алматинцы предположили: инициатива исходит от гаишников.

Однако начальник отделения агитации, пропаганды и работы со СМИ управления дорожной полиции ДВД города Алматы майор Еркин УТЕГЕНОВ пояснил, что дорожные полицейские лишь помогают таможенным органам в розыске машин, которые были ввезены на территорию Казахстана с нарушениями таможенного законодательства.

– Сотрудники таможни не имеют права останавливать автотранспортные средства, а проверять документы у водителей автомобилей с киргизскими номерами необходимо, – говорит майор Утегенов. – Поэтому было решено провести совместные мероприятия.

Кто кого обхитрил

Хитроумная схема приобретения киргизских автомобилей заработала после 1 июля 2011 года, когда существенно подскочили таможенные пошлины на ввозимые автомобили, а в Киргизии цены на машины остались на прежнем уровне. И казахстанцы придумали простую схему. Получив временную прописку в Киргизии (всего за 500 долларов!), они оформляли документы и возвращались в Алматы на новой машине.

Но радость была недолгой. Когда число нарушений ПДД, допущенных водителями на авто с киргизскими номерами, перевалило за 300, а штрафы составили более 7,5 млн. тенге, в казну попало всего лишь… 800 тысяч тенге! Остальное взыскать было невозможно, так как казахстанские дорожные полисмены не знали, на кого именно зарегистрированы эти автомобили-нарушители! По той же причине, совершив ДТП, виновники с киргизскими номерами спокойно покидали место аварии.

Но самое главное – криминалитет быстро понял, что на киргизских машинах можно ездить “на дело”, почти не скрываясь: у казахстанских и киргизских дорожных полицейских нет единой базы данных по учету и регистрации автотранспортных средств.

Позже обладатели киргизских авто выяснили, что зарегистрировать машину на свое имя они не смогут: эти авто не прошли в Казахстане таможенную очистку.

Тут и начались проблемы. Нам удалось переговорить с одним из тех, кто пригнал машину из соседней республики.

– Я приобрел автомобиль в Киргизии, он там намного дешевле! – говорит Андрей. – Зарегистрировал в Киргизии временную прописку, отдал деньги владельцу, а он помог мне оформить документы для пограничников и таможни. И все! Я ездил в Алматы больше полугода, пока несколько дней назад меня не остановили гаишники. Они сказали, что за мою машину не уплачена таможенная пошлина, и отогнали ее на СВХ. А там плата за одни сутки хранения составляет 6 тысяч 400 тенге!

Все идет по плану

Мы обратились в департамент таможенного контроля по городу Алматы с просьбой прокомментировать ситуацию.

– В соответствии с утвержденным планом наш департамент таможенного контроля совместно с ДВД города Алматы проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению незаконно ввезенных на территорию Казахстана и города Алматы автотранспортных средств, – пояснил начальник департамента таможенного контроля по году Алматы Бауржан ЕРНАЗАРОВ. – В 2011 году за различные нарушения таможенного законодательства, в том числе и превышение срока пребывания ввезенных в РК транспортных средств, было возбуждено 35 административных дел.

Наложено штрафов на сумму 1 млн. 587 тысяч 600 тенге и конфисковано в доход государства товаров и транспортных средств на сумму 60 млн. 402 тысячи 665 тенге. С начала 2012 года возбуждено 11 административных дел по аналогичным нарушениям сроков временного ввоза, по которым в результате рассмотрения судом наложено штрафов на сумму 88 тысяч 990 тенге, конфисковано в доход государства товаров и транспортных средств на сумму 7 млн. 175 тысяч 364 тенге.

Законодательство Таможенного союза гласит, что иностранные граждане могут ввозить в РК машины, которые зарегистрированы на территории иностранного государства, только для личного пользования и на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. Граждане Казахстана могут ввозить машины из третьих стран на срок до 6 месяцев, но при этом обязаны оплатить все таможенные платежи и налоги. Права пользования или распоряжения машинами, временно ввезенными в Казахстан иностранными гражданами, могут передаваться иным лицам только при условии таможенного декларирования этих машин и уплаты таможенных платежей и налогов.

Сейчас на склады временного хранения ТОО “Арлан” поставлено 19 автомашин, пригнанных из Киргизии.

Некоторые из автовладельцев спрашивают, почему авто поставили на СВХ, принадлежащие ТОО “Арлан”? И возмущаются, что за хранение с них якобы требуют до 7 тысяч тенге в сутки.

СВХ ТОО “Арлан” внесены в специальный реестр, находятся в зоне таможенного контроля и работают в соответствии с действующим законодательством.

Машины из Киргизии, с выявленными нарушениями мы поставили на СВХ ТОО “Арлан”, потому что они расположены гораздо ближе, чем другие СВХ.

Что касается платы за хранение, то СВХ являются околотаможенной структурой и тарифы на свои услуги определяют самостоятельно – их ценовая политика таможенными органами Республики Казахстан не регламентируется.

Кстати, как выяснилось, за одни сутки хранения машины в ТОО “Арлан” требуется заплатить не 7 тысяч тенге, а 1600 тенге.

Мы направили запросы на таможенный пост “Кордай”, и тут выяснилось, что только 6 машин пересекли киргизско-казахстанскую границу легально, а как попали в Казахстан остальные 13 – неизвестно. Причем, согласно документам, 6 машинами, которые пересекли границу на законных основаниях, управляли граждане Киргизии. А в Алматы они передали свои авто гражданам Казахстана, хотя не имели права этого делать!

Пять дней на размышление

Заместитель акима г. Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ приостановил мероприятия по выявлению машин-нарушителей на 5 дней, – продолжает начальник департамента таможенного контроля по г. Алматы Бауржан Ерназаров. – Это сделано для того, чтобы владельцы авто, которые еще не были водворены на СВХ, успели вывезти машины из Казахстана. Они должны правильно оформить документы: заполнить пассажирско-таможенную декларацию и внести материальное обеспечение в виде залога, страхового полиса или банковской гарантии. Лишь после этого они смогут на законном основании ввезти машины на территорию Казахстана.

Но следует помнить, что в Казахстан запрещено ввозить машины с правым расположением руля, а подавляющее большинство киргизских машин – праворульные.

После пятидневного моратория охота на нарушителей возобновится вновь.

По всем интересующим вопросам граждане могут обращаться в ДТК по г. Алматы – пр. Жибек жолы, 127, и записаться на прием к руководству. Также возможно позвонить по телефону доверия в управление собственной безопасности ДТК. Тел.: 279-35-40 и 279‑12‑78.

Загрузка...