Опубликовано: 1388

Его достал “Кронос-квартет”

Его достал “Кронос-квартет”

Необычное творчество автора музыки к альбому Батыра “Отан ана” и фильму “Улжан” стало общедоступным. Известный казахстанский композитор Куат Шильдебаев презентовал свои авторские компакт-диски.

Куату Шильдебаеву довелось стать членом Союза композиторов СССР в 80-х, пережить безвременье и невостребованность в 90-х. Сейчас же сложно представить персону более плодотворную и востребованную среди казахстанских композиторов. Отметив в прошлом году пятидесятилетие, автор сочинений в различных жанрах (от классики до поп-музыки) только сейчас нашел возможность издавать свое творческое наследие.

Три диска от Шильдебаева – это “Прото Адам”, “Емшан” и “Фантомы ДНК (Путешествие за Край…)”. Триптих выдержан в экспериментальном ключе.

Так, “Прото Адам” – это адаптированная для издания на CD музыка к этно-модерн-балету “Адам”. Чтобы изобразить картину древнего мира, композитор напрочь отказался от симфонического оркестра и обратился к ударным, духовым и, конечно, кыл-кобызу. Музыка на “Прото Адам” получилась очень выразительная, драматичная и подчеркнуто ритмичная, что продиктовано удобством для артистов балета.

В основе диска “Емшан” более мелодичные и основанные на национальных традициях произведения. Искусно сочетая, казалось бы, обычные звуки (причем отнюдь не всегда казахские, а индийские и тибетские), Шильдебаев добивается новых, необычных тембров.

Третий диск от маэстро – “Фантомы ДНК (Путешествие за Край…)” – получился самым медитативным. Здесь композитор практически свободен от ярко выраженных этнических привязок. Собственно, ремарка в названии альбома “Путешествие за Край” тут ключевая. Думать во время звучания диска просто не рекомендуется. Наоборот, стоит попробовать отрешиться от происходящего вокруг и вместе с Куатом Шильдебаевым перенестись куда-то очень далеко.

По словам композитора, выпустив весь этот материал и фактически освободившись от него, теперь он может двигаться дальше в своих экспериментах со звуком и стилями: “Я создал музыку. Все. После этого она живет сама по себе. И меня абсолютно устраивает, что я не на виду”.

Действительно, несмотря на повсеместную востребованность, персона Шильдебаева “не раскручена”. Хотя уже который десяток лет его произведения исполняют топовые казахстанские исполнители, среди которых Роза Рымбаева и Батырхан Шукенов. Почти вся музыка на альбоме Батыра “Отан ана”, снискавшем громкий успех, принадлежит перу Куата.

А если, к примеру, взять самые успешные фильмы казахстанских кинематографистов, то к большей их части музыку писал именно Шильдебаев. Среди них – “Гибель Отрара” и “Остров Возрождения”, а также готовящиеся к выходу “Мустафа Шокай” и “Подарок Сталину”. Даже в ленте “Улжан”, снятой живым немецким классиком Фолькером Шлендорфом и показанной в прошлом году на юбилейном шестидесятом Каннском кинофестивале, звучит музыка Куата.

Но произведения маэстро востребованы не только казахстанскими музыкантами. Стало известно, что знаковый кюй Куата Шильдебаева “Кара кемер” наряду с произведениями Альфреда Шнитке и мэтра американского минимализма Стива Райха исполняет один из самых сногсшибательных мировых коллективов – “Кронос-квартет”. Причем сам автор пребывает в недоумении: где этот прославленный состав из США смог достать его ноты.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Загрузка...