Опубликовано: 1040

Душой и делом

Душой и делом

Приятно, что казахстанские картины все чаще попадают в казахстанский же кинопрокат. Вслед за стартовавшим недавно “Подарком Сталину” на этой неделе запускаются ленты “Песнь южных морей” и “Прощай, Гульсары!”.

Фильм: “Прощай, Гульсары!”.

Режиссер: Ардак Амиркулов.

В ролях: Догдурбек Кыдыралиев, Нурлан Санжар, Райхан Айткожанова, Жанель Макажанова.

Приятно, что казахстанские картины все чаще попадают в казахстанский же кинопрокат. Вслед

за стартовавшим недавно “Подарком Сталину” на этой неделе запускаются ленты “Песнь южных морей”

и “Прощай, Гульсары!”.

О фильме “Песнь южных морей”, обладателе приза за лучшую женскую роль фестиваля “Евразия”, мы подробно писали в прошлом номере. Теперь настал черед “Прощай, Гульсары!” – экранизации одноименной повести Чингиза Айтматова, осуществленной Ардаком Амиркуловым. На той же “Евразии” фильм получил Гран-при, и сомнений в его победе по ходу фестиваля фактически не возникало.

...1950-е, Казахстан. Табунщик Танабай считается едва ли не лучшим работником в своем колхозе. И, как всякого ударника труда, его бросают на самые проблемные участки. Таковым в данный момент является разведение овец. Дело новое, незнакомое, но партия сказала “Надо!”, и коммунист Танабай не мог не ответить “Есть!”, хотя и оставил при себе мнение по этому вопросу. Реальность же оказалась много хуже, чем можно было предположить. Отсутствие кошар, сколько-нибудь пригодных для зимовки овец, завышенные, нереальные планы и главное – полное отсутствие у руководства желания войти в положение чабанов. К тому же новому председателю колхоза дюже приглянулся жеребец Танабая по кличке Гульсары, которого, скрепя сердце, приходится отдать. Да и в своей лично-семейной жизни чабан почти что запутался.

Амиркулов не снимал почти десять лет. Да и проект “Прощай, Гульсары!” двигался не так быстро, как хотелось бы, более того, с отставанием от графика – бюджетное финансирование, что вы хотите. В итоге Амиркулову пришлось выкручиваться, что-то придумывать, искать средства, но картину он закончил, и картина получилась замечательная.

Снят фильм в манере, близкой к ретро. Амиркулов говорит, что сделано это сознательно, дабы лучше передать дух эпохи и, может быть, проделать стилизацию под старые советские фильмы. Ход оказался оправданным. Давненько не приходилось видеть в нашем кино столь удивительно-замечательной операторской работы (поклон Александру Рубанову), да и вообще столь гармонично-выдержанного фильма.

В “Прощай, Гульсары!” в отличие от большинства картин, рассказывающих о той эпохе, нет примитивного деления на черное и белое: если партийный работник (офицер НКВД, милиционер, комсомольский вожак – нужно подчеркнуть), значит, непременно подонок или как минимум бездушный человек. Но люди и тогда, и позже, и сейчас бывают разные. Яркий (и не единственный) пример – друг и однополчанин Танабая Чоро, ставший партработником. И для самого Танабая слово “партия” – не пустой звук. Он бережно хранит партбилет и готов трудиться для построения социализма, а потом и коммунизма. Причем искренне в это веря. И так же искренне он не понимает, огорчается оттого, что для кого-то эта работа превращается в популизм.

Актер Догдурбек Кыдыралиев, сыгравший Танабая, обошелся без излишней эмоциональности или надрыва. Его Танабай – человек-кремень, держащий все в себе, и лишь иногда, когда уже совсем невмочь от несправедливости, дающий выход эмоциям. При всей этой жесткости и цельности своего характера Танабай неожиданно запутывается в отношениях со своей женой и молодой вдовой, которую волею партраспределения направляют на помощь хозяйству чабана.

Усугубляется проблема тем, что Танабаю не с кем поделиться. Родственная душа, по-настоящему родственная – Гульсары – отобран. Несмотря на неоднократные побеги, нежелание оставаться у нового хозяина и быть под седлом, а не племенным скакуном. Это стоило Гульсары кастрации, вместе с совершением которой оказалась выхолощенной и душа Танабая.

Кстати, Гульсары сыграл конь по кличке Гарпун из личного завода Ардака Амиркулова. В нашем современном кино (помимо многочисленных прочих) есть две хронические болезни: неумение работать с детьми и животными. Наметившееся излечение от первой продемонстрировали картины “Вдвоем с отцом” и “Подарок Сталину”, от второй – “Прощай, Гульсары!”. Ни в коем случае не хочу обидеть никого из актеров фильма, но лучшую роль исполнил все-таки Гарпун. Выдавать всех секретов Амиркулов не захотел, но отметил, что иногда и случай помогал, а иногда конь как будто чувствовал, что и как нужно сейчас сделать. Например, в финальной сцене.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...