Опубликовано: 3977

Дождались! Первый шаг к проблемам автопрома

Дождались! Первый шаг к проблемам автопрома

Правительство решило показать, как поддерживает-таки казахстанский автопром. Первое, что можно сказать: дождались.  В рамках программы “Нурлы жол” выделят 15 миллиардов тенге на льготные автокредиты на покупку  новых машин.  Впрочем, давайте внимательнее посмотрим на это привлекательное, казалось бы, сообщение.   

1. Прежде всего внесем ясность. Льготные кредиты  дадут только на автоизделия отечественного производства, вернее – отечественной сборки. Но даже в этом случае  о всех желающих речь не идет. По словам вице-министра финансов  Руслана Даленова, ставка льготного автокредита  будет не больше 4 процентов сроком на 3–5 лет. А 15 миллиардов тенге, по его подсчетам, хватит на покупку 4–6 тысяч авто, в зависимости от модели и комплектации.

2. Второй момент. Можно ли  в реальности будет взять кредит под такой маленький процент? Как и во всех программах правительства, здесь финансирование пойдет через коммерческие банки, которые тоже  должны заработать свою маржу. Правда, обещают, что ставка по кредиту не будет больше 6 процентов. Как говорится – посмотрим.

3. Фактически программа “Нурлы жол” – первая попытка субсидирования кредитования покупки отечественных машин. Насколько ощутима эта помощь? Для Казахстана 6 тысяч автомобилей – очень маленький показатель. В прошлом году только официальные автодилеры продали более 163 тысяч машин. Из них 32 тысячи – казахстанской сборки.

4. Если программа льготного кредитования будет успешной, то есть надежда на рост производства. Сейчас уровень локализации на наших автозаводах – от силы 15–20 процентов. Он показывает, сколько отечественных деталей и труда входит в конечную цену автомобиля. С ростом производства уровень локализации обычно растет. Заводы начинают заказывать комплектующие – аккумуляторы, фильтры, агрегаты, стекло, пластик – на отечественных предприятиях, которые также включатся в производство.

5. Для сравнения: в России по программе льготного автокредитования можно приобрести машину любого типа стоимостью до 1 миллиона рублей. Причем бюджет компенсирует 2/3 ключевой ставки. В итоге реальная цена кредита – примерно 14 процентов. Программа рассчитана на покупку 200 тысяч машин. Но главное, она позволяет банкам вернуть клиентов, а бюджетная эффективность составит 150 процентов за счет увеличения внутреннего производства и роста поступления налогов.

6. В любом случае, программа автокредитования –  лишь первый шаг к основным  проблемам отечественного автопрома. То  есть пока только в мечтах, что наши машины хотя бы пойдут на экспорт в Россию и Узбекистан, которые сегодня завалили нас недорогими автомобилями.

Загрузка...