Опубликовано: 2300

Дороги, которые нас убивают

Дороги, которые нас убивают

С начала года на дорогах Алматинской области погиб 501 человек, а 1302 пострадавших получили тяжкие увечья. Такое впечатление, что местной власти до наших дорог просто нет дела. Например, на каждые 50 км автотрассы здесь приходится… всего по одному сотруднику дорожной полиции!

С советских времен без капремонта

По словам начальника управления дорожной полиции ДВД Алматинской области полковника Жайлаубека Кембаева, общая протяженность автомобильных дорог Алматинской области равна 12 485 км. Из них

2 529 км – дороги республиканского значения, связывающие Казахстан с другими государствами… Алматы притягивает огромное количество предпринимателей и туристов. Кроме того, около 300 тысяч (!) человек, проживающих в области, работают и обучаются в южной столице. Утром они едут в город, а вечером обратно. Плюс ежедневно по территории области разъезжают около 200 тысяч жителей Алматы.

В результате автомобильный поток стал настолько плотным, что на трассах Алматы – Астана, Алматы – Кокпек – Коктал, Алматы – Усть-Каменогорск и Алматы – Бишкек по утрам и вечерам образуются огромные пробки. Другая проблема заключается в недостаточной ширине дорог. Количество автомобилей растет безудержными темпами. Но, как говорят полицейские, ни одна из автомагистралей в Алматинской области с 80-х годов не расширялась!

Рынки и АЗС – зоны повышенной опасности

Зато полным ходом идет строительство объектов придорожной инфраструктуры: автозаправочные станции и станции технического обслуживания, столовые, кафе, рестораны и даже целые рынки возводят почти на самих автотрассах!

Во времена СССР подобные заведения возводились с учетом так называемой “красной линии”, и расстояние от края проезжей части до входа не могло быть менее 25 метров. Зато сейчас все постройки стоят буквально в трех шагах от несущихся автомобилей. Это неизбежно приводит к многочисленным авариям. Особенно часто подобное случается на автомобильном базаре в Карасайском районе Алматинской области и на рынке “Алтын Орда”.

Когда мы беседовали с полковником Кембаевым, пришло очередное сообщение о сбитом пешеходе. Пытаясь перебежать трассу Алматы – Бишкек напротив рынка “Алтын Орда”, пострадавший угодил под колеса “Мазды”. Как пояснили свидетели и водитель, “перебежчик” выскочил из-за стоящего грузовика. К счастью, на этот раз все обошлось несколькими царапинами и синяками.

Кафе у обочин: выпил, закусил, попал в аварию

Нетрезвые пешеходы – еще одна причина большого числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах Алматинской области. Заметив таких, сотрудники дорожной полиции их останавливают и везут в ближайший РОВД. Но там нарушителей общественного порядка не задерживают дольше трех часов: по закону нельзя. И они вновь шатаясь бредут по обочине дороги в компании с зеленым змием. Раньше нетрезвых граждан отвозили в медицинские вытрезвители, но сейчас эти учреждения упразднены…

Еще одна проблема дорожно-транспортных бед кроется в развитии зон отдыха, санаториев и разнообразных увеселительных заведений в предгорьях Заилийского Алатау, на Алаколе и Балхаше… Летом только Капшагай принимает в выходной день более 300 тысяч автомашин с алматинскими номерами. Причем желание с ветерком проехать по трассе порой приводит просто к страшным авариям.

Права в подарок и дежурные агашки

Заметное место в проблемном списке дорожных аварий занимают таксисты, или, как их официально называют, водители, занимающиеся частным извозом. А также владельцы маршрутных автобусов.

Бригады “частников” прибывают в Алматинскую область из различных регионов Казахстана и соседнего Кыргызстана. В погоне за тенге эти водители пренебрегают соблюдением элементарнейших правил дорожного движения. Как итог трагедия следует за трагедией.

Несколько дней назад на 172-м км трассы Алматы – Кокпек водитель “Ауди-100”, выскочив на полосу встречного движения, лоб в лоб столкнулся с также идущим на обгон “Мерседесом”. Погибли три человека.

Хозяева разномастных микроавтобусов, в том числе “Газелей”-фургонов, без разрешения занимаются переоборудованием своего транспорта. Количество мест увеличивается с 7 до 15, а то и до 25. Поэтому, когда такой автобус переворачивается, ничего удивительного в этом нет: у него нарушен центр тяжести, и на повороте его сильно заносит.

Распространенной причиной ДТП был и остается человеческий фактор. Стало очень модно дарить своим детям на 18-летие… водительские права. Зачастую правилам дорожного движения именинник нигде не обучался, навыков вождения у него тоже нет. Зато к правам новоиспеченного водителя прилагается список дежурных агашек, которым юнец сразу же звонит, как только его остановит инспектор.

Трассы смертельного риска

Наиболее аварийно опасными считаются в Алматинской области дороги республиканского значения. С начала года на них произошло более половины всех дорожно-транспортных происшествий, около 54 процентов.

По количеству жертв самая печальная слава закрепилась за трассой Алматы – Кокпек – Коктал, которая в этом году отняла жизнь 61 человека и искалечила 167.

На трассе Алматы – Бишкек погибли 58 человек. Еще 105 госпитализированы с различными увечьями. На автомагистрали Алматы – Астана погибли 27 человек, а 45 получили различные повреждения.

Примечательно, что дороги республиканского значения находятся в гораздо лучшем состоянии, чем все остальные, и по протяженности составляют всего одну пятую от всей областной дорожной сети. Они значительно шире и ровнее, без выбоин и ухабов. Но именно на них приходится более половины от общего числа погибших.

По словам полковника Кембаева, основной причиной ДТП на республиканских автомагистралях является превышение скорости. В общей сложности из-за этого на них произошло 498 транспортных происшествий, в которых 270 человек погибли, а 653 получили ранения.

Но наряду с крупнейшими автомагистралями в списке смертельных дорог отрезки Кокпек – Хоргос, Сарыозек – Хоргос, Ушарал – Дружба, Талгар – Бесагаш, Алматы – Капшагай…

Мистика здесь ни при чем

Десять дней назад на 26-м километре Капшагайской трассы автомобиль “Мазда-626” неожиданно съехал в кювет и врезался в дерево. Водитель погиб на месте.

При этом скорость-то была небольшая, трасса широкая, никто “Мазду” не обгонял и водителю не мешал. К тому же потоки встречных машин здесь разделяет не просто осевая линия, а широкий газон с высаженными деревьями. И, как было установлено впоследствии, автомобиль находился в исправном состоянии.

В направлении на поселок Бесагаш та же история. К счастью, никто не погиб… Инспекторы дорожной полиции считают, что мистика в этих случаях ни при чем. Водители не успевают перестроиться с городского режима вождения на режим загородных трасс. Привыкнув часами ползти в пробках, за городом они, вдавив газ до отказа, не успевают среагировать на внезапно возникшее препятствие. Например, на стоящий у обочины автомобиль…

P.S. Дорожные проблемы Алматинской области возникли не в одночасье. Они не решались годами. Расплатой за бездействие и бесконтрольность становятся человеческие жизни. На наших дорогах нет порядка. И это, возможно, самая главная причина многочисленных трагедий.

Олег ГУБАЙДУЛИН, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи