Опубликовано: 2857

Долетались?

Долетались?

Казахстанские аэропорты небезопасны для пассажиров! Самолеты садятся на разбитые взлетно-посадочные полосы. В любой момент “немягкая” посадка может произойти в аэропортах Уральска, Семея, Костаная… Страшные выемки, трещины и колдобины – такой пилоты, например, регулярно видят уральскую “взлетку”.

На такую “взлетку” только птицам садиться?

Чтобы на проблему наконец обратили внимание, казахстанский авиаперевозчик “Эйр Астана” заявил о прекращении рейсов в Уральск с 30 июня: взлетно-посадочная полоса (ВПП) аэропорта угрожающе износилась.

Мы уже не раз писали о том, что творится в казахстанских аэропортах (“Военные забыли про взлетку?”, “Опасные аэропорты”, “Тушить пожар нечем!”, “Нелетная полоса”, “Липовая безопасность”, “Защиты нет”). Свои нарекания в адрес стратегических объектов высказала и главная транспортная прокуратура (“Посторонним вход… разрешен!”). Но многие нарушения до сих пор не исправлены!

Авиаторы говорят, что взлетно-посадочной полосе аэропорта Уральска давно необходим срочный капитальный ремонт – об этом представители Комитета гражданской авиации, депутаты Парламента говорили уже два года назад! На многочисленных фотоснимках ВПП мы увидели страшные выемки и трещины, а плиты на ней частично осели. При взлете куски асфальта могут повредить не только обшивку самолета, носовой обтекатель, но и двигатель. Последствия могут быть трагическими!

– Мы неоднократно обнаруживали по прилете на фюзеляже самолетов, в том числе из Уральска, царапины, вмятины, разбитые фары, – рассказывает директор инженерно-технического департамента Тимур ЯКУПОВ. – Это может произойти только во время взлета или посадки.

Одна компания уйдет, найдется другая?

“Эйр Астана” предложила свою программу мониторинга ВПП, не требующую каких-либо инвестиций со стороны аэропорта Уральска, но понимания не встретила. В ответе руководства аэропорта говорилось: “Создание перевозчиком каких-либо программ по мониторингу ВПП является нецелесообразным и излишним”.

Нашему собственному корреспонденту в Уральске заместитель директора международного аэропорта Уральска “Акжол” Маргулан ШАКЕНОВ так прокомментировал ситуацию: “Взлетно-посадочная полоса соответствует требуемым стандартам. Аэродром прошел сертификацию в уполномоченном органе”. И лишь в среду, 22 июня глава Минтрасскома дал указание руководству уральского аэропорта разрешить “Эйр Астане” проводить ежедневный мониторинг. Но эта мера временная и главных проблем не решает.

Масштабная реконструкция полосы намечена лишь на 2013 год. Безусловно, если уйдет этот перевозчик, найдутся авиакомпании, которые на свой страх и риск будут летать в Уральск, – все-таки город является транзитным коридором для многих международных рейсов, особенно следующих через Россию. А руководство аэропорта и не скрывает, что ведет переговоры с другими авиакомпаниями. Выходит, прибыль важнее, чем безопасность пассажиров и мнение экспертов Комитета гражданской авиации?

Проноси хоть бомбу, хоть наркотики?

Картина по другим казахстанским аэропортам тоже удручающая. Как следует из отчета авиаторов, не хватает досмотрового оборудования в аэропортах Семея, Алматы, Уральска, Павлодара, Кызылорды. Отсутствует система видеонаблюдения на грузовом складе в Жезказгане, Костанае и Семее. Не производится сопровождение досмотренного багажа к борту самолета в Кызылорде, Атырау, Актау. Были случаи незаконного доступа на борт самолета частных лиц, сотрудников аэропорта в Алматы, Астане, Атырау, Актау и других городах. Главная транспортная прокуратура выявляла бесконтрольный допуск лиц в помещения производственных и даже диспетчерских (!) служб оперативного управления. Представьте, что может произойти, если в комнату к диспетчерам, которые ведут самолет в зоне своей ответственности, попадет террорист!

Из-за отсутствия нормального ограждения на территорию, где садятся и взлетают самолеты, проходят не только люди, но и животные.

– Заходили и коровы, и собаки, – подтвердил менеджер по региональным аэропортам Сергей АНДРЕЕВ. – Где-то ограждения починили, где-то так и зияют дыры.

Прямую угрозу безопасности полетов представляет и расположение в опасной близости от стратегических объектов (!) мусорных свалок, служащих пристанищем огромного количества птиц! Во всех казахстанских аэропортах, кроме Астаны и Караганды, нет программы по предотвращению столкновения воздушного судна с птицами. Мы уже писали, что неподалеку от взлетно-посадочной полосы Алматинского аэропорта (в каких-то 300 метрах) находится огромная мусорная свалка ( “Защиты нет”, № 1 от 7 января 2011 года). Тысячи (!) птиц, поселившихся возле ВПП, подвергают смертельному риску жизнь пассажиров самолетов. В минувший вторник мы вновь побывали на той свалке, о которой писали полгода назад. Сложилось впечатление, что мусора стало еще больше!

Экономия на… безопасности

В аэропортах Семея, Уральска, Павлодара, Усть-Каменогорска, Актау, Жезказгана, Атырау, Костаная не хватает аварийно-спасательного и противопожарного оборудования. Пожарные машины, конечно, есть, но потушат ли они пожар – большой вопрос. Для сравнения нам показали на снимках возможности пожарных машин аэропортов Алматы и Семея. В первом случае напор воды очень сильный, струя бьет на большую высоту. Совсем иная картина в аэропорту Семея. Вернее сказать, тушить там будет нечем! Катастрофически не хватает противообледенительного оборудования в аэропортах Семея, Шымкента, Жезказгана, Актобе и Кызылорды.

Многие недостатки пассажиры ощущают, простите, на собственной шкуре, когда происходят задержки рейсов. В так называемые часы пик у стоек регистрации Алматинского аэропорта выстраиваются гигантские очереди, “ломается” расписание, самолеты вылетают с большой задержкой. Едва закончилась Азиада, как в аэропорту южной столицы демонтировали линии дополнительного досмотра – металлоискатели и сканеры багажа. Так что, хоть бомбу вноси в терминал?

Почему о безопасности казахстанских пассажиров чиновники вспоминают лишь после трагических случаев, как, например, после взрыва в аэропорту Домодедово? Комитет гражданской авиации не в состоянии решить вопрос ремонта взлетно-посадочной полосы Уральска? Или для этого необходимо ждать, пока появятся жертвы? И сколько можно говорить и писать о нареканиях к качеству услуг по заправке топливом, наземному обслуживанию, бортовому питанию?

Хочется верить, что новый министр транспорта и коммуникаций Берик КАМАЛИЕВ уже изучил все эти болевые точки. Поэтому и спрашиваем: КОГДА В КАЗАХСТАНСКИХ АЭРОПОРТАХ БУДЕТ НАВЕДЕН ПОРЯДОК?

Алматы

Загрузка...