Опубликовано: 26600

Деноминация тенге. Убирая нули

Деноминация тенге. Убирая нули

Сколько будет стоить тенге через год? А через два? Что будет завтра – никто пока сказать не может. Обесценивание тенге вполне может поднять другую идею – проведение деноминации.

Деноминация – это изменение нарицательной стоимости денежных знаков в определенном соотношении для упрощения расчетов и укрепления государством своей денежной единицы. Иначе говоря, “отрезание нулей”. При деноминации старые денежные знаки обмениваются на новые, меньшего номинала. В случае тенге можно “убрать” один или сразу два нуля. Тогда 200 нынешних тенге будут стоить 20 или 2 “новых”.

Мы едва ли не единственная страна в СНГ, где не проводилась деноминация. В 1998 году Центробанк России “убрал” с рубля три нуля, Нацбанк Грузии в 1995 году – сразу 6 нулей в лари. Новые азербайджанский и туркменский манаты “тяжелее” своих предшественников в 5 тысяч раз. Беларусь проводила деноминацию дважды.

Минус деноминации – повышенные расходы при обмене денежных знаков. Однако с 1993 года Нацбанк РК провел уже 4 обмена тенге и регулярно вводит памятные купюры. Технически эта работа была проведена так незаметно, что мы уже и забыли, как выглядели купюры второй или третьей серии. В истории есть множество фактов параллельного оборота дензнаков двух образцов. И это не мешало финансовой системе страны работать нормально.

Самый большой недостаток деноминации – это непредсказуемое поведение торговли. Округление цен в магазинах обычно идет с повышением. Допустим, сегодня цена буханки хлеба в магазине 60 тенге. После деноминации цена округляется до 1 тенге. Вроде бы мелочь, но это одномоментный рост цен на 40 процентов. Не за год, а за месяц-два. И такие “округления” будут в основном на недорогие товары повседневного спроса. Ценники на дорогие товары изменяются не так разительно. Поэтому деноминация – это удар по людям с достатком ниже среднего.

Опыт денежных реформ показывает, что деноминация эффективна, когда страна уже победила инфляцию и цены растут не более чем на 4–6 процентов в год. Проводить же ее на фазе разгона инфляции – занятие совершенно бессмысленное, эффект округления цен запустит инфляцию еще больше, и через год-два нолики придется зачеркивать снова.

За проведение деноминации говорит прежде всего удобство в расчетах – “лишние” нули не мешают. Крупнейшей купюрой может стать не 10 000, а 1 000 или даже 100 тенге. Сам тенге приобретет полновесность: сегодня монета в 1 тенге практически не используется в обращении, при установлении цен на товары минимальные цены стараются округлять до 5 тенге. Согласитесь, это будет и сильный психологический эффект – даже монета в 1 тенге уже деньги. Эта полновесность может являться той целью, ради которой она может быть проведена, – искусственное увеличение веса валюты. Таким образом, сегодня деноминация будет больше политическим шагом, чем экономическим.

 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи